Главная  »  Блог президента  »  Все отзывы  »  Цимбалюк Елена Васильевна, Бритоусова Людмила Альбертовна, Бастрыгина Елена Геннадьевна
ОТЗЫВЫ
Цимбалюк Елена Васильевна, Бритоусова Людмила Альбертовна, Бастрыгина Елена Геннадьевна

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Социально-образовательный центр" (МБУ ДО "СОЦ")


Выявление и разрешения проблемы буллинга на примере конкретной ситуации

 

В летний период на профилактический учет попал несовершеннолетний Антон Б., мальчик с матерью сменил местожительства и в сентябре 2017 года подросток 14 лет приступил к обучению в новом коллективе.

На днях после уроков Антон, отстаивая свое достоинство, подрался с обидчиками. Хотя силы были неравными, он впервые стал инициатором драки. Дома он обо всем рассказал матери. Обеспокоенная мама обратилась в школу за разъяснением сложившейся ситуации и помощью. Вместе с социальным педагогом мы начали проводить работу.

Несмотря на успешную учебу, у Антона не складываются отношения с одноклассниками. Невысокого роста, хрупкого телосложения, не отличающийся крепкими кулаками, практически с первых дней он подвергался травле со стороны группы физически более развитых парней.

Подросток испытывал на себе травлю и унижения. Чаша его терпения переполнилась на одном из уроков, когда он, немного волнуясь, не сразу понял суть вопроса учительницы, несколько замешкался с ответом и тут услышал выкрик одного из преследователей: «Двойку ему!», который мгновенно подхватили остальные, и вскоре весь класс стал скандировать: «Двойку! Двойку!». Ему так и не дали ответить.

Для разрешения проблемы буллинга следует учитывать множество факторов, а не ограничиваться упрощенными представлениями о жестоком преследователе и его беспомощной жертве. Тщательному изучению и анализу подлежит подоплека данного явления в каждом конкретном случае – то, на чем основываются издевательства в ученической среде. При оценке инцидента необходимо обязательно учитывать и оценивать интенсивность, продолжительность издевательств, их цель, число участников и мотивацию каждого из них.

Унижение ученика или группы школьников становится привычным явлением еще и потому, что порой учителя и школьная администрация предпочитают закрывать глаза на суть проблемы либо рассматривают эпизодические сообщения о случаях издевательств, вместо того чтобы заниматься активным сбором информации и решением проблемы в целом.

Проблему школьной травли невозможно разрешить, пытаясь устранить лишь отдельные ее симптомы только путем ужесточения дисциплины, отстранения агрессоров от учебы или психологической терапии для жертв. Любое вмешательство в этой ситуации должно быть комплексным и направленным на процесс в целом, т.е. необходимо выявить причины, мотивы участвующих сторон, определить степень вовлеченности в конфликт жертвы и агрессоров и оказать им специализированную психотерапевтическую помощь.

К сожалению, единого рецепта в таких ситуациях нет, да и в силу большого разнообразия вероятных причин буллинга как внутри, так и межличностного характера предложить универсальный рецепт не представляется возможным. Ясно, что подобное явление в стенах школы может иметь тяжелейшие последствия ведь этим заполнен весь день!

Важно не закрывать глаза на существование проблемы и деликатно, чтобы не бросать тень на жертву, обсудить эту проблему в классе. Возможно, первое обсуждение лучше провести в отсутствии жертвы. Необходимо проводить подобные обсуждения постоянно, апеллируя к потенциальному гуманизму детей, к их, пусть даже и скрытой, сердечности.

Полезно моделировать ситуации, абстрагируя их сюжеты от реальных участников, вслух обсуждать чувства, которые могут испытывать жертва, ее родители, свидетели. Можно предложить разыграть ситуацию в ролях. Главное придать огласке причины, которые лежат в основе поведения обидчика, – потребность в самоутверждении, неуверенность в себе, демонстративность, поиск «дешевого авторитета» и т.д. Нежелание выглядеть слабым в глазах класса может остановить обидчика.

Принимают активное участие в буллинге всегда три группы детей: жертва, агрессор и наблюдатели. Травля начинается одним человеком, обычно он лидер в классе, успешный в учебе или же, наоборот, агрессивный неуч. Наблюдатели, как правило, не испытывают удовольствия от буллинга, но вынуждены или включаться, или молчать из страха, что сами окажутся в роли жертвы. Более смелые из них встают на защиту жертвы. Но пассивное не сопротивление последней и молчаливая поддержка буллинга со стороны взрослых заставляет их отступить. Жертва оказывается один на один со своими мучителями или мучителем.

Если случай буллинга выявлен, крайне важна совместная работа педагогического коллектива, администрации школы и родителей по ее устранению, а также профилактика возникновения аналогичной ситуации.

Каждый педагог остается с детским насилием сам на сам, и очень хорошо, если подключаются родители и администрация школы для преодоления проблемы. Крайне важно быть готовыми к возникновению ситуации, чтобы суметь вовремя ее уладить еще до начала открытого конфликта.

Разговор с детьми младшего школьного возраста, порицание. До 12 лет проблему буллинга в школе решить проще, чем со старшими детьми. В этом возрасте у школьников еще не сформированы моральные принципы, и они опираются на мнение учителя. Достаточно будет провести беседы со всеми участниками травли, показать неприглядность поведения агрессоров и выказать собственное негативное отношение к происходящему.

Влияние на агрессора извне. После 12 лет моральные убеждения уже сформировались, и их будет не так просто изменить. Личность и авторитет взрослого отходят на второй план, а на первый выходит рефферентная группа ровесников. Поэтому действовать придется тонко, исподволь формируя общественное мнение.

Привлечение авторитетного союзника. Сначала надо попробовать переубедить, объяснить недопустимость и неэффективность буллинга. Разговаривать с классом должен авторитетный для детей педагог или взрослый, потому что здесь все зависит от силы убеждения и внутренней веры в то, что говорится. Иначе все пролетит мимо ушей. Дети должны уважать этого человека, прислушиваться к нему. Если придет такой же по значимости для них учитель, вся беседа не будет иметь смысла.

План беседы с детьми будет содержать такие ключевые моменты:

Прямота. Называем проблему своим именем — это травля, гнобление. Не стоит ходить вокруг да около, дети этого не любят. Объясните, что травля — это проблема класса, а не конкретного человека. Насилие похоже на инфекционную болезнь, которой заболел коллектив, и нужно всем заботиться о здоровье внутри их группы. Отношения стоит содержать в чистоте так же, как лицо и одежду.

Смена ролей. Приведите пример таким образом, чтобы каждый почувствовал себя на месте жертвы. Этот метод можно применить наедине с агрессором или с учителями, если они не понимают серьезности происходящего: «Представь себе, что ты заходишь в класс, здороваешься, а от тебя все отворачиваются, что ты почувствуешь?» Объясните, что люди разные, и у каждого человека имеются особенности, которые могут раздражать других.

Введение новых правил поведения и ответственность. Предложите альфам, инициирующим насилие, взять на себя ответственность за новшества. Это поможет им сохранить лицо и выйти из деструктивной позиции. Что касается изменений, то они могут коснуться досуга в свободное школьное или внешкольное время.

Помощь специалиста. Пригласите психолога, чтобы провел специальные психологические игры, дающие возможность почувствовать себя на месте жертвы и осознать недопустимость буллинга.

Существуют простые методы преодоления травли, но не всегда педагоги считают нужным их применять. Поэтому на родителей ложится сложная задача мотивировать школу обеспечивать детям физическую и психологическую безопасность в своих стенах.

Школьный буллинг не имеет шансов зародиться в тех классах, где альфой выступает сам учитель. При этом не важно, обладает педагог положительным авторитетом или тиранит детей. В первом случае он может эффективно пресекать проявления насилия, опираясь на уважение и любовь учеников. Во втором дети вынуждены сплотиться, чтобы противостоять давлению, на междоусобицы не хватает энергии.

 


Просмотров: 278 | Добавил: 5vsopo1197

Всего комментариев: 1


avatar
1 22vsopo3659 • 12:35, 25.11.2017 [Материал]
biggrin

avatar