Главная  »  Блог президента  »  Все отзывы  »  Ермакова Наталья Викторовна
ОТЗЫВЫ
Ермакова Наталья Викторовна

Школа-интернат № 14 "ОАО" РЖД


 

           Давайте всё же разберёмся почему возникает травля среди детей.

Такова потребность возраста. Детям надо быть в стае, надо осознавать себя через противопоставление другим, надо полностью ощущать принадлежность. Всем, кроме ярких индивидуалистов, жизненно нужно чувство групповой сплоченности. Если есть какие-то позитивные основания, чтобы эту сплоченность чувствовать, все хорошо, травля не нужна. Если дети чем-то заняты, у них общая цель, общие интересы. В современной школе этого практически нет.

           Рано или поздно случается открытие: можно сплотиться ПРОТИВ кого-то. Тогда наступает вожделенное. Многие в комментах отмечали особое упоение, удаль, веселье, эйфорию, которые охватывают участников травли, потому что они — ВМЕСТЕ. И они — ХОРОШИЕ. Не так важно, что в это вкладывается, высокие или красивые, или умные, или модные, или, наоборот, бравые двоечники. Важно, что с ними все ОК, потому что еще уверенности в себе нет, собственной сформированной самооценки нет, а быть ОК очень хочется. Чем больше ребенок неуверен в себе, чем больше зависит от оценки окружающих, тем более вероятно, что он будет активно участвовать в травле. Зачинщики нередко имеют нарциссические черты. То есть на самом деле они так панически боятся, что кто-то догадается об их несовершенстве, что из кожи вон лезут, заранее перенаправляя огонь на кого-то. Само выражение «козел отпущения» пошло от древнего иудейского обычая раз в год навешивать на бедное животное все свои грехи и отправлять его в пустыню, на съедение демону. Удобно. Меняться не надо, делать ничего не надо, перекинул на козла — свободен. Подобные механизмы существовали и существуют во всех культурах. Старо как мир.

Часто объясняют травлю с позиций этологии, мол, есть альфа-особи, есть омега-особи, и т. д. Все это, конечно, так, но люди все же посложней обезьян будут, и к этому все не сводится. Как минимум, эта теория не объясняет, почему есть группы без травли. Да, со своими звездами, среднячками и «особыми», но при этом без насилия. Поэтому меня этот подход не устраивает. Можно объявить, что это, мол, у них такое распределение. Всем расслабиться.

Между тем вопрос именно в этом. Почему некоторые детские коллективы оказываются беззащитны перед групповой иерархией, вшитой от природы, а другие-то нет, живут по-человечески. Мое убеждение, что до подросткового возраста это полностью зависит от взрослых. Если есть авторитетный взрослый, который насилия не приемлет, его не будет.

А мы что имеем? Учителя сплошь и рядом считают атмосферу в классе не своим делом. Или хотели бы что-то сделать, да не могут.

 Если учитель никак это не отслеживает и не работает с этим, а наоборот, подогревает азарт, травля неизбежна.

Ну, а дальше вступают в силу действие системных законов. После того, как группа назначила «козла отпущения» и сложилась как дисфункциональная, то есть замешанная на насилии, она такой и останется без сильных причин измениться. Распробовав вкус насилия, детский коллектив остановиться сам не может. Если дети оказываются предоставлены сами себе — дело может далеко зайти.

Плюс общий высокий уровень разлитой агрессии, а уж форма найдется.

            Методы борьбы с буллингом в школе

  • Нужно научиться отличать, где заканчивается обычное беззлобное подтрунивание, которое можно попросту проигнорировать  — и начинается насилие которому самостоятельно сложно противостоять. Для этого стоит вспомнить отличительные характеристики буллинга (систематичность, продолжительность, неравноценность сил). А можно и ничего не вспоминать — достаточно почувствовать, что ситуация выходит из-под контроля. И начать звонить во все колокола с просьбой о помощи.
  • Самое опасное заблуждение — «он сам виноват». Нужно твердо осознавать, что причин для массовой агрессии со стороны коллектива по отношению к отдельному ребенку — нет. Их просто не существует. А если существуют, то это целиком и полностью вина (или, скорее, беда) данного коллектива.
  • Информирование взрослых в критических ситуациях — это не ябедничество и не проявление слабости. Это цивилизованный способ разрешения конфликта.
  • Основная часть ответственности в случае насилия в школьном коллективе лежит на взрослых. На родителях и на педагогах.
  • Означает ли вышесказанное, что ребенка не нужно учить разруливать конфликты самостоятельно? Естественно, нет. Бывает случаи, когда достаточно научить по-другому реагировать на действия обидчика (не расплакаться, а засмеяться, или проигнорировать) —и волна агрессии затухает. В то же время взрослым нужно не упустить момент, когда нужно реагировать немедленно.
  • В конце концов, не лишним будет вспомнить и законы. По которым ребенок имеет право на защиту от любых форм насилия. В том числе и от издевательств в коллективе. А для нарушителей закона могут последовать определенные санкции. И эта мысль зачастую является наиболее доступной для детей. Для которых, как ни крути, очень важны четко обозначенные и осязаемые границы дозволенного.

 

 

 


Просмотров: 264 | Добавил: 22vsopo135

Ваш комментарий будет первым

avatar