Главная  »  Блог президента  »  Все отзывы  »  Котова Вита Витальевна
ОТЗЫВЫ
Котова Вита Витальевна

ОАНО "Свободная школа" г. Жуковский МО


Практическая работа Модуль 3.

Блок 1

Мной были выбраны медиабельные конфликты в линейке ученик – ученик, т.к. в своей работе встречаю их чаще всего (ситуации 1 и 6).

Ситуация 1

Маша (11 кл) выложила в социальных сетях порочащую информацию на Дашу, свою одноклассницу.

Анализ конфликта

Участники конфликта – одноклассницы (11 кл).

Конфликтная линейка – ученик-ученик

Порядок работы: первая индивидуальная встреча с Машей, как зачинщицей конфликта; затем индивидуальная встреча с Дашей. Следующей будет совместная встреча сторон с моим участием.

В данной ситуации имеет место конфликт.

Причинами конфликта могут быть различные интересы, ценности, например, свобода против порядка, потребности; противоборство между официальным и неофициальным лидером.

Содержание конфликта в конфликтной линейке ученик – ученик

В конфликте участвует две стороны. Причинами конфликта могут быть различные интересы, ценности, например, свобода против порядка, потребности; противоборство между официальным и неофициальным лидером.

Конфликт медиабелен в данной линейке.

На первом этапе проводится индивидуальная беседа с каждой из сторон, начиная с зачинщика конфликта, с целью выговориться, успокоиться, сформулировать претензию. На втором этапе – совместная беседа со сторонами конфликта. На третьем этапе заключается соглашение, где определяются и утверждаются договоренности обеих сторон.

Таблица 1. Индивидуальная встреча с каждой стороной (Маша)

№ п\п

Действия медиатора

Цели

Варианты фраз

1

Представиться

Показать, что являетесь человеком, который может помочь решить проблему. Расположить к себе.

Меня зовут… Моя цель – помощь вам договориться. Все, что мы друг другу скажем, останется конфиденциальной информацией. Сначала поговорим индивидуально, а потом встретимся втроем.

2

Вступительное слово

Успокоить раздраженных и враждебно настроенных конфликтующих. Помочь найти решение, которое устроит каждого.

Мы встретились, потому что ты, Маша, выложила в социальных сетях порочащую информацию на Дашу. Моя цель – помочь вам договориться, чтобы подобное не повторилось, и вы могли в дальнейшем общаться. Я не буду принимать решение за вас, навязывать свое мнение, я могу вам помочь договориться, как быть дальше.

3

Дать выговориться и прояснить ситуацию

Дать возможность «выпустить пар», оставить эмоции. Узнать и понять, как каждая сторона понимает ситуацию, в чем видит причину спора. Определить шаги для примирения.

Что случилось? А дальше? А потом?

Что тебя заставило так сделать? Тебя что-то разозлило (или возмутило)? Какую цель ты преследуешь своим поведением?

Ты хочешь, чтобы неприятная ситуация разрешилась? Как думаешь, что можно сделать, чтобы подобное не повторилось?

4

Задать дополнительные вопросы

Понять сторонам истинную причину конфликта, без присутствия второй стороны показать, что она не права и в этом причина конфликта. Увидеть перспективы решения проблемы.

Как думаешь, это законно? А как этого достичь законным путем? Да, в жизни случается разное. Да, неприятная ситуация. Вы разные, как и все люди. Предположим, а это не спровоцирует новый конфликт. А вам, умному человеку, это зачем? А имеет смысл договориться и не предавать огласке неприятные подробности?

5

Мотивировать на встречу со второй стороной

Показать преимущество разрешения спора, договорившись

Я предлагаю вам встретиться и вместе решить, как быть дальше, чтобы этого не повторилось. Медиация поможет обязательно, если вы заинтересованы в решении проблемы. Ты хочешь, чтобы разбирательства не затянулись? Ты хочешь, чтобы ситуация поскорее разрешилась? Да, вам трудно, именно поэтому я вам предлагаю… вы согласны?

Таблица 2. Индивидуальная встреча с каждой стороной (Даша)

№ п\п

Действия медиатора

Цели

Варианты фраз

1

Представиться

Показать, что являетесь человеком, который может помочь решить проблему. Расположить к себе.

Меня зовут… Моя цель – помощь вам договориться. Все, что мы друг другу скажем, останется конфиденциальной информацией. Сначала поговорим индивидуально, а потом встретимся втроем.

2

Вступительное слово

Успокоить раздраженных и враждебно настроенных конфликтующих. Помочь найти решение, которое устроит каждого.

Мы встретились, потому что у тебя с Машей конфликт. Моя цель – помочь вам договориться, чтобы подобное не повторилось, и вы могли в дальнейшем общаться. Я не буду принимать решение за вас, навязывать свое мнение, я могу вам помочь договориться, как быть дальше.

3

Дать выговориться и прояснить ситуацию

Дать возможность «выпустить пар», оставить эмоции. Узнать и понять, как каждая сторона понимает ситуацию, в чем видит причину спора. Определить шаги для примирения.

Что случилось? А дальше? Тебя что-то возмутило?

Ты хочешь, чтобы неприятная ситуация разрешилась? Как думаешь, что можно сделать, чтобы подобное не повторилось?

4

Задать дополнительные вопросы

Понять сторонам истинную причину конфликта, без присутствия второй стороны. Увидеть перспективы решения проблемы.

Да, в жизни случается разное. Да, неприятная ситуация. Вы разные, как и все люди. Предположим, а это не спровоцирует новый конфликт. Конфликт вам неприятен? Вам хочется в будущем не попадать в такие ситуации? Все вопросы может решить открытый диалог. Вы придете?

5

Мотивировать на встречу со второй стороной

Показать преимущество разрешения спора, договорившись

Я предлагаю вам встретиться и вместе решить, как быть дальше, чтобы этого не повторилось. Медиация поможет обязательно, если вы заинтересованы в решении проблемы. Ты хочешь, чтобы разбирательства не затянулись? Ты хочешь, чтобы ситуация поскорее разрешилась? Да, вам трудно, именно поэтому я вам предлагаю… вы согласны?

Вступительное слово для совместной встречи

Маша и Даша, мы встретились по поводу вашего конфликта. Предлагаю высказать, какие претензии у вас друг к другу. Чего вы хотите друг от друга и на что готовы сами, чтобы вы не имели претензий друг к другу, и таких ссор больше не было.

Таблица 3. Совместная беседа с элементами медиации:

Рекомендованные действия

Фразы клише

Если кричат друг на друга.

Вы кричите. А это поможет договориться быстрее?

Да, вы расстроены и даже кричите друг на друга. А это решает проблему? Это поможет договориться?

Если молчат (намеренно)

Вы молчите. А как это решает вашу проблему?

Вы молчите, потому что полностью согласны с ….?

Если намеренно провоцируют др.др.

Вы намеренно провоцируете друг друга. Зачем?

Чем лично вам это выгодно?

Какая у вас цель?

Чем вам выгодно длительное разбирательство?

Если намеренно не хотят договариваться

Вы намеренно предлагаете нереальные решения. А зачем?

Я не смогу вам помочь, если вы сами этого не хотите.

Вы осознанно сопротивляетесь помощи. А кто от этого выиграет?

Если кто-то решил уйти, не закончив беседу

Вы в праве уйти. Проблема и дальше будет отравлять вам жизнь. Вы и дальше будете ссориться. Вам это нужно?

Если обвиняют др.др. во лжи

Наша цель – не разбираться, кто лжет, а договориться, как сделать так, чтобы вы больше не обижались, не злились друг на друга.

Если вспоминают все старые обиды, не относящиеся к существу спора

Прошлое не изменить. Наша задача сделать так, чтобы в будущем таких проблем не было.

Заключительное слово совместной встречи

Наша цель сейчас – не разбираться в том, что случилось и чего не изменить, а сделать так, чтобы в будущем это не повторилось. Есть такой выход из этой ситуации, который бы вас устроил? Вам трудно. Я вас понимаю. А есть другое решение?

- Маша, ты выполнишь свое обещание? Есть что-то, что помешает тебе? Есть сомнения, что Даша выполнит свое?

- Даша, ты выполнишь свое обещание? Есть что-то, что помешает тебе? Есть сомнения, что Маша выполнит свое? Я была уверена, что вы умные и сможете договориться.

Ситуация 2 проанализирована по алгоритму ситуации 1.

С коллегой была отработана индивидуальная беседа с каждой из сторон с использованием фраз медиации и варианты использования этих фраз при совместной встрече в различных вариантах поведения сторон. Эффективность проделанной работы оценили уже на первых этапах, был замечен результат.

Блок 2

Разбор видео задачи. Здесь имеет место буллинг, подростку намеренно причиняют страдания. Алгоритм работы надо выбирать как при буллинге, так и при конфликте. Необходимо урегулировать конфликт между мамой и директором школы. Возможен конфликт «Мама – учитель физкультуры», «Учитель физкультуры – директор школы», «Мама - родители агрессора». Необходимо провести медиацию возмещения вреда между директором и мамой избитого мальчика, и восстановительную медиацию с избитым мальчиком. Имеет смысл проводить медиацию не только педагогом, владеющим навыками медиации, но и специалистом – медиатором. В линейке «мама избитого мальчика – учитель физкультуры» ситуация сложнее, потому-что мама избитого мальчика не хочет принимать извинения и настаивает на мести. А в линейке «избитый мальчик – союзники булли» тем, что «союзники» побоятся утратить покровительство «булли» и оказаться на месте жертвы.

Дальнейший разбор предложенных ситуаций позволил отработать разные техники медиации (конкретизации обобщения, амортизации агрессии). Это удобно делать в паре с коллегой, когда выстраиваешь диалог.

Задание. Используя технику конкретизации обобщения, отреагируйте на высказывания:

- Всегда так

- Что конкретно ты имеешь в виду?

- Все против меня

- Кто именно против? Кто все?

- Все плохо

- Что плохо? Что именно?

- Бардак

- В чем именно бардак?

- Все учителя заодно

- Кого конкретно ты имеешь в виду? О ком ты говоришь?

- Никому не нужны дети, только деньги

- О ком конкретно ты говоришь? Кого ты имеешь в виду?

- Все ужасно

- Что тебе кажется ужасным? Что именно ужасно?

Задание. Используя технику конкретизации обобщения, отреагируйте на высказывания:

- Иванов меня оскорбил

- Чем именно тебя оскорбил Иванов? Почему ты уверен, что это было оскорбление?

- В «Одноклассниках» про меня пишут гадости

- Что именно пишут? Что ты считаешь гадостью?

- Она врет

- В чем по-твоему, заключается ее ложь?

- Светлана Ивановна ко мне плохо относится

- Почему ты думаешь, что она плохо к тебе относится? В чем это выражается?

- У моего сына проблема с учителем географии

- В чем именно заключается проблема?

Задание. Используя технику амортизации агрессии, отреагируйте на высказывания:

- Мария Ивановна, вы же сами ни одного задания по ЕГЭ решить не можете! Светлана Ивановна, что вы такая нервная? Беременны?

- Моя цель – помочь тебе решить проблему. А ты намеренно оскорбляешь меня. Как это поможет выйти из сложной ситуации?

- На своего сынка посмотрите, прежде, чем замечания делать.

- Ты пытаешься намеренно меня обидеть. А это решает твою проблему?

- Да пошли вы все!

- Ты расстроен и даже кричишь. А это поможет решить твою проблему?

Задание. Убедите ребенка встретиться в примирительной беседе.

Ты хочешь, чтобы решение по конфликту принял ты сам? Тогда я предлагаю, встретиться в моем присутствии и принять решение.

Данная работа развивает способность быстро найти нужные слова и фразы. В паре с коллегой отработали варианты проведения примирительной беседы при индивидуальной встрече и совместной в разных конфликтных линейках. Составленные нами таблицы вариантов вопросов и ответов будут полезны в работе, т.к. несут практико-ориентированный подход.

Конфликт: ученик-ученик.

Валера (5 класс) намеренно портит личные вещи одноклассника Жени. Заявляет, что Женя сам виноват.

Индивидуальная беседа.

Вступительная речь,

расположить к себе

Мы встретились потому, что между тобой и Женей (Валерой) произошел конфликт. Моя цель – помочь вам договориться, как быть в будущем, чтобы подобное не повторилось, и вы смогли дальше общаться без обид и претензий. Я не буду принимать решение за вас, навязывать свое мнение, я могу вам помочь договориться, как быть дальше, и если есть взаимные претензии, то как их разрешить без огласки, быстро.

Дать выговориться и прояснить ситуацию. Активное слушание.

Показать, что он не прав.

Что случилось? Почему ты так поступаешь?

Что тебя особенно обидело?

Как думаешь, он тоже обижен?

Ты хочешь, чтобы неприятная ситуация скорее разрешилась?

Как думаешь, что можно сделать, чтобы подобное не повторилось?

Как думаешь это законно?

А тебе, умному человеку, это зачем?

А имеет смысл договориться и не придавать огласке неприятные подробности?

Мотивировать на совместную встречу

Я предлагаю вам встретиться, и мы вместе попробуем решить, как быть дальше, чтобы в будущем не повторилась неприятная ситуация.

А чем лично Вам выгодно оставить конфликт как есть?

Вы хотите, чтобы конфликт разрешился быстро и без огласки?

Вы хотите, чтобы…..?

Вы хотите, чтобы…...?

Именно поэтому я предлагаю встретиться, и я помогу вам, как сделать так, чтобы не было взаимных обид и претензий.

Совместная беседа.

Сказать о цели встречи,

ход встречи,

правила поведения

Мы встретились потому, что между вами произошел конфликт. Моя цель – помочь вам договориться, как быть в будущем, чтобы подобное не повторилось, и вы смогли дальше общаться без обид и претензий.

Не перебивать!

Не оскорблять!

У вас есть право остановить процесс.

Соблюдать принцип равноправия.

Есть возможность поговорить со мной «тет-а-тет»

Помочь проговорить претензии

Почему ты так поступаешь с Женей?

Из-за чего ты обижен на Женю?

Что тебя так обидело?

Помочь проговорить ожидания и готовность самой действовать для устранения конфликта

На что готовы стороны, чтобы загладить вину и чтобы ситуация не повторилась?

Скажи, что ты ожидаешь от Валеры и на что готов сам, чтобы взаимных претензий больше не было, и конфликт не возобновился?

Я хочу, чтобы Женя сделал ….., тогда я сделаю …….

Помочь сторонам сформировать договоренность, проговорить сомнения с каждой из сторон, и как действовать в случае нарушения договоренностей одной из сторон.

Итак, вы пришли к соглашению о том, что…………

Обсуждение договоренностей о том, кто какие обстоятельства на себя возьмет для того, чтобы подобный конфликт не повторился, и у сторон не осталось взаимных обид и претензий.

Записать и устно обозначить договоренности

Ваши договоренности можно оформить письменно.

Устно прояснить вопросы

Действительно ли будут решены все проблемы, если стороны выполнят свои обещания?

Насколько выполнимы пункты соглашения в реальности?

Как именно поступит каждая из сторон в случае нарушения другой стороной своих обязательств по соглашению

Четко определить сроки выполнения

Мы договорились, что Валера делает …к ….. числу, а Женя к ….. числу

Сформулировать конкретно, что когда делает каждая сторона.

Вы решили, что Валера……

Женя ………..

Определить срок контрольной встречи или узнать нужна ли она

Когда мы сможем встретиться еще раз, чтобы убедиться, что проблемы уже нет?

В заключении могу сказать, что практические задания и предоставленный теоретический материал помогают вовремя выявить буллинг, погасить конфликты и эффективно работать с детьми. Спасибо!


Просмотров: 9 | Добавил: 22vsopo8043

Ваш комментарий будет первым

avatar