АССОЦИАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
В СФЕРЕ ПРЕВЕНТИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-72036

Присоединяйтесь
к сообществу профессионалов
и действуйте вместе с лучшими!

Главная  »  Блог президента  »  Все отзывы  »  Козловская Валентина Ивановна
ОТЗЫВЫ
Козловская Валентина Ивановна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №4 имени Героя Советского Союза В.И.Кравченко города Дубны Московской области»


Анализ конфликта в линейке «учитель-ученик»

В целях выяснения причин возникновения конфликтов в сфере «учитель — ученик» в МБОУ СОШ№ 5 г. Конаково, я решила провести анкетирование среди учителей.

Анализируя полученные ответы, я пришла к выводу, что большая часть учителей умеют вовремя определить, что общение может вылиться в конфликт (20 %), но:

− только 10 % учителей способны «вернуться» к нормальному взаимодействию после «напряжённого» общения;

− 20 % учителей умеют понять учеников и не идти на конфликт;

− 10 % учителей готовы к решению возникающих проблем путём сотрудничества;

− 20 % учителей делают замечание за опоздание, за нарушение дисциплины на уроке и внешний вид, за невыполненное домашнее задание;

− 5 % учителей не перебивают ученика на уроке;

− 15 % учителей с развитым чувством юмора, которым они пользуются на уроке. Сравнивая ответы тестов, я пришла к выводу, что конфликты между учителем и учеником возникают по поводу поведения учащихся, их несобранности, современной «раскованности», переходящей в самоуверенность и грубость по отношению не только друг к другу, но и ко взрослым, а также пропуски занятий и опоздания.

Таким образом, учителя видят причины конфликтов, именно связанных с поведением в школе, пропусками занятий, опозданиями и вызывающим поведением на уроке, а так же внешнего вида ученика и невыполнение домашнего задания.

Учителям была предложена ещё одна анкета: «Урегулирование конфликтов педагогов с учениками».

Пользуетесь ли Вы санкциями, чтобы пресечь конфликт? (37 %)

Проводите ли Вы индивидуальную работу с учащимися, с которыми возникают конфликты, на уроке и вне урока (беседы-внушения)? (30 %)

Стараетесь ли Вы не замечать конфликтную ситуацию? (10 %)

Анализируя результаты 1 и 2 анкеты для учителей, я пришла к выводу:

− конфликты между учителем и учеником в нашей школе бывают;

− учителя видят причины конфликтов:

опоздание;

плохое поведение;

не выполнение домашнего задания;

внешний вид;

грубое отношение друг к другу.

− учителя нашей школы, хотя и редко, но пользуются санкционными методами, чаще стараются предотвратить конфликт ещё до его начала. Используют для этого свои знания по психологии и педагогике. Умело вовлекают в рабочий процесс на уроке всех учащихся класса и, когда это необходимо, чтобы разрядить обстановку, пользуются чувством юмора.

Исследование причин конфликтов учеников с учителями.

Мною было проведено исследование причин конфликтов между учениками и учителями. Для этого была разработана специальная анкета.

А также исследован вопрос как учителя чаще всего налаживают отношения с учениками в конфликтных ситуациях. В исследовании приняли участие 20 учащихся 8 А класса.

С точки зрения же учеников причинами конфликтов с учителями являются:

 − грубость и несдержанность со стороны учителя (13 %);

− необъективность при оценке знаний (37 %);

− неинтересное ведение урока (5 %);

− неподготовленное домашнее задание учеником (25 %);

− опоздание на урок (20 %).

Как преодолевать конфликты.

С точки зрения исследования сущность конфликтов и их профилактики практический и научный интерес предоставляет так называемый транс-активный анализ, разработанный Эриком Берном. Его исследования позволяют понять механизм общения, деятельности и поведения людей, а также изучить и объяснить механизмы конфликтов, возникающих в процессе общения. Берт считает, что у каждого человека существует набор стереотипных межличностных коммуникаций, который соотносится с состоянием его сознания. Ученый выделяет три состояния «Я» («Я-Родитель», «Я-Взрослый», «Я-Ребенок»), определяемых трансакцией. Если человек, находясь в группе, проявит каким-либо образом свою осведомленность о присутствии другого, это будет трансактный стимул(Ст.). Ответ на Ст. он называет трансактной реакцией (Рк.). Таким образом, трансакция = Ст+ Рк

При нормальных человеческих отношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию. Такую трансакцию называют дополнительной.

 Конфликтная ситуация заложена в самой структуре взаимодействующих личностей. Основой конфликта, по мнению Берна, являются различные состояния, а провокацией конфликта — пересекающиеся трансакции. Как можно использовать эти знания в повседневной жизни?

Обращаясь к другому человеку, мы обычно выбираем для себя и собеседника одно из трех возможных состояний нашего «Я»: состояние «родителя», «взрослого», «ребенка».

 Человек, произнося первую фразу, задает тон разговору тем, что невольно выбирает подходящее для собеседника состояние «Я». Деловое общение должно происходить на уровне В=В.

Трансактный анализ позволит вам овладеть тонкостями делового общения: более точно улавливать скрытый смысл сказанного, стать инициатором общения, избегать тактических и стратегических ошибок контакта.

Эти три «Я» сопровождают нам всю жизнь. Зрелый человек умело использует разные формы поведения, лишь бы они были уместны. Самоконтроль и гибкость помогают ему вовремя вернуться во «взрослое» состояние, что, собственно, и отличает зрелую личность от «Ребенка», пусть даже солидарного возраста.

Уменьшить вероятность возникновения конфликтных ситуаций поможет овладение коммуникативной техникой, которая включает в себя рефлексивное эмпатическое слушание, умение сосредоточиться на предмете разговора, своевременно задавать вопросы и высказывать свое мнение об услышанном. Умение внимать словам других, «вчувствоваться» в собеседника имеет первостепенное значение в человеческом общении. К сожалению, 8 человек из 10 слушать не умеют. В 80 % случаев мы слушаем внимательно только первые 1–2 минуты, затем мысленно говорим: «Всё ясно», — или «Это верно». Мы отключаемся от собеседника, что ведёт к неприятностям, конфликтам. Разрушаются приятельские отношения и даже семьи, у руководителей создаётся превратное мнение о подчинённых, у подчинённых — о начальнике. Таким образом, умение продуктивно слушать — это критерий коммуникабельности, т. е. способности человека к общению (лат. Communicabilis — соединимый, сообщающийся).

Активно слушая и реагируя на слова собеседника, следует заботиться о смягчении словесной конфронтации. Применять тактику и технику нейтрализации обидных замечаний, способы эластичной защиты от слов — конфликтогенов, соблюдать этику критики — всё это профилактические меры, не допускающие провоцирования конфликтных ситуаций.

Общаясь с людьми, важно помнить о существовании «знаков превосходства», запрещённых приёмов общения, которые нельзя демонстрировать ни прямо, ни косвенно. К ним относятся выражения: «Да бросьте вы…», «Вы не понимаете, что…», «Вы умный человек, а говорите…».

Чрезмерная уверенность в своей правоте приводит иногда к резкой подаче даже правильной мысли. А не лучше ли любое предложение представить в порядке обсуждения: «Мне кажется…», «Не ошибаюсь ли я, думая…», «Мне близка другая точка зрения…».

Можно спровоцировать конфликтные отношения, жёстко критикуя человека, нанося ему словесную обиду. Как важно изъявить из критики «обвинительное жало», сместить акцент на конструктивные предложения, используя приём «рикошета» (критика абстрактного лица, совершившего такой же поступок), признать, что часть вины выпадает на каждого! К сожалению, в человеческой натуре есть такие свойства характера, как терпеть нетерпимое и не признавать очевидное. Говоря о созидательном направлении общения, вспомним слова Д. Карнеги о том, что нас судят на основании того:

− что мы делаем;

− как мы выглядим;

− что мы говорим;

− как мы это говорим.

Много недоразумений и конфликтов возникает между людьми из-за не заданных вовремя вопросов, нечётко высказанных мыслей.

Иван Петрович Павлов в 1903 году сказал замечательные слова: «Не постоянное ли горе жизни состоит в том, что люди большей частью не понимают друг друга, не могут войти один в состояние другого!»

«Уточните значение слов, и вы избавите человечество от половины заблуждений», — писал Рене Декарт. Индусские мудрецы использовали следующее правило спора. Каждый из собеседников должен сначала изложить мысль своего противника в споре и, только получив подтверждение, что правильно её понял, может опровергать. Его собеседник должен повторить суть этих выражений и, получив подтверждение, что они поняты правильно, может приводить к контрвозражению.

Гибкие невербальные средства в общении также способствуют благоприятному климату во взаимоотношениях: лицо, повёрнутое к человеку во время разговора; взгляд, направленный на лицо другого; лёгкий наклон вперёд; открытая позиция; спокойная мимика; уверенные жесты и т. п. Важно выбрать правильную дистанцию в общении как форму выражения отношений, а так же строить общение лишь в горизонтальной плоскости, ибо вертикальная всегда провоцирует личность на сопротивление организуемому воздействию и поэтому неплодотворна.

Предупреждать конфликты помогут такие приёмы, как уместный комплимент, шутка, остроумный ответ, апелляция к достоинствам человека, искреннее удивление, извинение, обращение с просьбой об услуге, ответ с помощью вопросов, неожиданная реакция на поведение субъекта конфликта (например, временное согласие с собеседником вместо ожидаемого противодействия последнему). Можно заблокировать конфликт, переведя его из плоскости коммуникативных взаимоотношений в предметно-деятельностную.

Конфликт можно предупредить, если соблюдать баланс взаимных услуг, баланс взаимозависимости в решениях и действиях, в основе которого лежит умение почувствовать, какая зависимость партнёра не является дискомфортной.

Важно постепенно исправлять недостатки другого и так, чтобы ему самому захотелось это сделать; проявлять терпимость к инакомыслию.

Таким образом, такт, эмпатия, толерантность (терпимость), выдержка, вежливость есть признаки высшего развития способности общения. Относясь к другим так, как хотелось бы, чтобы относились к вам, вы обретёте верный способ нравиться людям.

Срабатывает «закон отзеркаливания»: ваша улыбка, умение «светиться людям», доброжелательность, сочувствие, уважение к другим будут сказываться на их отношении к вам. Воспитать в себе эти качества — один из лучших способов упреждения конфликтных взаимоотношений между людьми и одно из непременных условий создания имиджа.

Чтобы узнать мнение учащихся школы 14-15 летнего возраста, что необходимо для урегулирования конфликтов, я провела следующее исследование с целью выяснения, как сами учащиеся считают, что для этого необходимо.

В результате моего исследования было выяснено, что к психологу школы обращается 51 %, к социальному педагогу школы — 25 %, к классному руководителю — 18 %, к учителю -18 %.

 


Просмотров: 41 | Добавил: 22vsopo205

Ваш комментарий будет первым

avatar