Главная  »  Блог президента  »  Все отзывы  »  Махонина Елена Анатольевна
ОТЗЫВЫ
Махонина Елена Анатольевна

МБОУ "СОШ №13" г.Братска, Иркутской области


                Тема буллинга остается актуальной уже достаточно длительное время, при этом мне хотелось бы дать определение этому явлению на русском языке – травля. Работа по профилактике данного негативного явления начинается с самого первого дня пребывания малышей в школе, а иногда и до начала учебы в школе.

Первыми, кто начинает работу с ребятишками - учитель начальных классов и здесь очень важен момент взаимодействия классного руководителя, социального педагога и педагога-психолога, субъектов системы профилактики. Мне, как социальному педагогу, необходимо своевременно отреагировать на информацию, предоставленную классным руководителем, о явных признаках неблагополучия в семье, потому что первыми, кто может стать жертвой травли среди детей – это дети из семей, имеющих определенную категорию социального риска (пьющие, потребляющие, безработные, одинокие, малообеспеченные и т.д.)

Далее идет обследование и коррекционная работа, наблюдение за ребенком и семьей, посещения по месту жительства, оказание посильной помощи и обязательно ПОДДЕРЖКА! Она может проявляться по-разному: от доброго слова до материальных вложений (в зависимости от ситуации).  Самое главное – дать родителям понять, что от их состояния зависит благополучие детей и их дальнейшая жизнь и, что они достойны и могут воспитать достойную личность. В это время нужно помочь родителям научиться самоуважению, поэтому здесь необходима работа педагога-психолога.

В данном  направлении есть положительные результаты. В 2009-2010 учебном году пришел в школу мальчик (на тот момент младшей сестре было четыре года), было установлено, что мать  и отец потребляют наркотики. В течение года с семьей работали зам.директора школы по воспитательной работе, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних. Результат: родители расстались, т.к. отец продолжал потреблять наркотики, мать поборола зависимость, в настоящее время работает, вышла замуж, родила третьего ребенка. Девочка, которая уже пришла следом за братом в школу, является формальным лидером, пользуется уважением всего школьного сообщества, несмотря на очень юный возраст.

Другая форма работы по преодолению травли. Организация совместной досуговой занятости детей в школе. На базе нашей школы открыт  театральный кружок. Девочки из социально неблагополучной семьи подвергались насмешкам (но не травле) со стороны одноклассников из-за  старой поношенной одежды, из-за немытых волос и т.д. После совместной работы классного руководителя, руководителя театрального кружка, социального педагога и педагога-психолога с матерью и детьми (на протяжении пяти лет) старшая девочка входит в состав наряду с другими ребятами  в театральных постановках, несмотря на имеющиеся нарушения речи, младшая активно участвует в спортивных соревнованиях. Большая работа проведена классным руководителем по вовлечению девочки в классные мероприятия, поднятию самооценки и привитию навыков гигиены.  К сожалению, семья с учета не снята, т.к. мать имеет алкогольную зависимость и периодически «срывается».

Следующая форма работы – воспитание толерантности  (опять же заимствованное слово, по-русски -  терпимости), милосердия, великодушия через классные часы, тренинги, поездки в дома престарелых, инвалидов, ветеранов. Во время данных мероприятий дети начинают понимать ценность внимания, взаимоуважения, сострадания, милосердия  и сердечной доброты к находящимся рядом людям.  Все указанные мероприятия прописываются в плане работы школы на текущий учебный год. Мероприятий проводится достаточно много, даже сверх запланированных.

И, наконец, одно из самых важных направлений – индивидуальная работа и работа в мини-группах. Формы работы могут разнообразными: индивидуальные беседы о добре, уважении, повышении самооценки и т.д. Организация занятости в тех направлениях, которые могут вызвать у ребенка чувство сострадания и милосердия: подготовка и проведение классных часов, круглых столов, интересных встреч  и т.д. К моему огромному профессиональному и человеческому счастью в нашем школьном коллективе нет подобных  «Чучелу» (художественный фильм Ролана Быкова) ситуаций, но отдельные ситуации возникают. Как правило, эти ситуации купируются в начале, а затем продолжается наблюдение за детьми как индивидуально, так и в группах, при необходимости подключаются педагог-психолог, родители.

К сожалению, дети, проявляющие по отношению к другим травлю, сами являются жертвами социально негативных проявлений со стороны взрослых. Контроль над поведением взрослых не всегда возможен, вот это и является главной проблемой в профилактической работе. С родителями, законными представителями таких детей проводится коррекционная работа, в основном, индивидуальная, подобная той, которая осуществляется с родителями социально неблагополучной категории.


Просмотров: 285 | Добавил: 22vsopo10559

Ваш комментарий будет первым

avatar