Главная  »  Блог президента  »  Все отзывы  »  Прокофьева Наталья Владимировна
ОТЗЫВЫ
Прокофьева Наталья Владимировна

МКОУ Мироновская СОШ

 


КЛАССНЫЙ ЧАС

«Межличностный конфликт и пути его решения»

 

Содержание

 

Конфликт. Виды конфликта по отношению к отдельному субъекту…...

 

Пути решения межличностного конфликта………………………………

 

Практическая часть…………………………………………………………

 

Заключение………………………………………………………………...

 

1.Конфликт. Виды конфликта по отношению к отдельному субъекту

 

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) - столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений оппонентов и т.п.1

 

Количество участников конфликтного взаимодействия позволяет разделять их на внутриличностные, межличностные, межгрупповые .

 

Внутриличностные конфликты - представляют собой столкновение внутри личности равных по силе, но противоположно направленных мотивов, потребностей, интересов. Особенностью данного вида конфликта есть выбор между желанием и возможностями, между необходимостью выполнять и соблюдением необходимых норм.

На выбор правильного решения в случае внутриличностного конфликта человек может потратить много сил и времени, а следовательно, стремительно растет эмоциональная напряженность, может возникнуть стресс, а перед принятием решения поведение личности может стать неконтролируемым.

Межгрупповые конфликты - конфликты между различными группами, подразделениями, в которых затрагиваются интересы людей, объединенных в период конфликта в единые сплоченные сообщества.

Межличностные конфликты представляют собой столкновение индивидов с группой, между собой, борьбу за интересы каждой из сторон. Это один из наиболее распространенных видов конфликтов.

Конфликт состоит из трех периодов:

1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);

2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);

3) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).

Можно выделить 4 фазы конфликта:

На начальной стадии возможность разрешения конфликта составляет 92%, это самая благоприятная фаза в разрешении.

Далее следует фаза подъема. Здесь разрешение конфликта составляет 46 %

На фазе пика конфликта или по-другому на фазе эскалации, разрешение конфликта составляет всего лишь 5%

Далее идет фаза спада. Здесь конфликт разрешается в 20%.

Так как вы уже заметили, что самая благоприятная фаза является начальной, мы попробуем с вами найти пути решения конфликтных ситуаций. И научимся разрешать конфликты именно на этом этапе.

2. Пути решения межличностного конфликта

«Для того чтобы достичь мира в мире, надо научиться сначала разрешать конфликты в личной жизни»2

Ребята, сейчас мы с вами поговорим о подходах решения конфликтов:

Творческий подход. Задайте себе такие вопросы как:

- какие новые возможности раскрываются в этой ситуации?

- в место того, что бы думать как это могло случиться, подумай, видишь ли ты новые возможности в том, что есть?

Эмпатия. Задайте себе такие вопросы как:

-как бы я чувствовал себя на их месте?

- что они пытаются сказать?

- выслушал ли я их как следует?

- знают ли они, что их слышу?

Картография событий. Создайте карту событий. Расставьте все по «полочкам».3

Медиация. Медиация – это процесс совместного (спорящих сторон и медиатора) урегулирования и разрешения конфликта, в ходе которого два или более участников с помощью независимой третьей стороны или сторон (медиаторов) общаются друг с другом и находят приемлемое для всех сторон решение проблемы. Медиация как «новая коммуникативная практика в разрешении конфликтов» широко зарекомендовала себя в мире4

Задайте себе такие вопросы как:

- можем ли мы разрешить это сами, или нуждаемся в помощи третьего лица?

-кто может исполнить эту роль для нас?

А.И. Шипилов выделяет формы решения конфликта

Завершение конфликта заключается в окончании конфликта по любым причинам.

Сложность этого процесса предполагает многообразие его основных форм.

 

Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Оно предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов, их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Урегулирование конфликта — устранение противоречия между оппонентами при участии третьей стороны, что возможно как с согласия противоборствующих сторон, так и без него.

Затухание конфликта — временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений.

Устранение конфликта — такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта.

Перерастание в другой конфликт — в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть:

устранение одной или обеих сторон;

приостановка конфликта с возможностью его возобновления;

победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);

деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);

согласие о правилах совместного использования объекта;

равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;

отказ обеих сторон от посягательств на данный объект;

альтернативное определение таких объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон. Условия разрешения конфликтов.

 

3. Практическая часть

 

Дорогие ребята, сегодня мы с вами поговорили на тему конфликт, узнали, что это такое, его виды и выходы. А сейчас я вам предлагаю выполнить упражнение «Я в конфликте»5, цель которого, выразить свое видение самого себя в сложной ситуации, а так же дать возможность освободиться от накопившихся эмоций.

Ход занятия: участникам раздаются листы бумаги, все необходимые для рисования материалы, и они занимают любое уединенное место. В течение 10 минут им нужно буде нарисовать картину, главная идея которой выражается в ее названии – «Я в конфликте». Это может быть автопортрет или абстрактное произведение. Главное – чтобы работа передавала эмоции, которые автор чаще всего испытывает в конфликтных ситуациях, говорила о его способах реагирования на конфликты и способностях поведения в них. В процессе рисования важно не оценивать себя со стороны, а передать реальное положение вещей. Когда все рисунки готовы, ведущий собирает их и перемешивает, чтобы нельзя было догадаться, где чей рисунок. Участники рассаживаются в круг, и далее они должны обсудить, кто является творцом той или иной работы. Рисунки предъявляются ведущим по очереди. Естественно, автор старается никак себя не выдавать. Он, а вместе с ним и другие участники, поскольку часто авторство устанавливается неверно, имеют возможность получить обратную связь о том, что думает группа об их поведении и переживаниях в конфликтах, какими видит их в преодолении сложной ситуации.

Когда все авторы определены, участники обмениваются впечатлениями, как от самого процесса рисования, так и от последующего обсуждения рисунков в группе.

Заключение

Разработка данного урока предназначена для учащихся 9 – 11 классов.

Цель урока:

- умение разрешить конфликтные ситуации,

- формировать конфликтную компетентность и способность толерантного поведения.

 

 


Просмотров: 21 | Добавил: 22vsopo2744

Ваш комментарий будет первым

avatar