Главная  »  Блог президента  »  Все отзывы  »  Шерстобоева Людмила Анатольевна
ОТЗЫВЫ
Шерстобоева Людмила Анатольевна

МБОУ "СОШ№4 имени Героя Советского Союза В.И.Кравченко"
Психологический портрет участников буллинга в школе Принимают активное участие в буллинге всегда три группы детей: жертва, агрессор и наблюдатели. Травля начинается одним человеком, обычно он лидер в классе, успешный в учебе или же, наоборот, агрессивный неуч. Наблюдатели, как правило, не испытывают удовольствия от буллинга, но вынуждены или включаться, или молчать из страха, что сами окажутся в роли жертвы. Более смелые из них встают на защиту жертвы. Но пассивное не сопротивление последней и молчаливая поддержка буллинга со стороны взрослых заставляет их отступить. Жертва оказывается один на один со своими мучителями или мучителем. Жертва буллинга в школе Жертвой буллинга или его более легкой формы моббинга может стать любой человек или ребенок. Достаточно просто оказаться в более слабой позиции или перейти кому-то дорогу. Но наиболее часто в разряд жертв попадают дети, чем-то отличающиеся от своих ровесников: физическими данными, успехами в учебе, материальными возможностями, даже просто характером. Для того чтобы стать жертвами более старших детей, не нужно и этого. Порядка 50% школьных агрессоров сами являются истязаемыми в настоящем времени. Они подвергаются обструкции и жестокому обращению в собственной семье. Мальчишки, которых бьет отец, видят, как он издевается над матерью, придя в школу, будут отыгрываться на более слабых. Домашнее насилие может выступать и в образе заботы о будущем. Если мать или отец проходу не дают ребенку из-за оценок, кричат на него и оскорбляют за плохие результаты, лишают прогулок и сладкого, создают жесткий режим занятий, не оставляя время для отдыха, ребенок будет вести себя в школе так же. Но его агрессия направлена больше на соперников. Впрочем, более слабых учеников такие дети просто презирают. Хороший пример жертвы и агрессора можно увидеть в Поттериане. Главный герой Гарри Поттер и другой ученик Драко Малфой ссорятся со дня знакомства. Часто они равные противники, но иногда Гарри превращается в классическую жертву. С той только разницей, что буллеры для своих нападок чаще выбирают внешне несимпатичных детей. Итак, Гарри Поттер — спокойный, неагрессивный мальчик. Жертвы буллинга транслируют в окружающее пространство свое миролюбие и добродушное отношение. Агрессор воспринимает данное качество как слабость и нападает. Гарри показывает яркую эмоциональную реакцию. Он выходит из себя при упоминании своих родителей. Жертва так же имеет какую-либо выраженную слабость, на которую могут надавить, чтобы полюбоваться слезами или вспышкой неконтролируемой ярости, показать свое превосходство или развлечь окружающих. Ребенка, который сносит все тихо и молча, не показывая страданий, травить не очень интересно. С тем, кому наплевать, вообще делать нечего. Сам процесс буллинга происходит только при совпадении таких факторов: • Беззащитность. Важно, чтобы жертву никто не защищал, иначе травля очень быстро прекратится. Если малышей избивают в туалете старшие ребята, и никто не реагирует, издевательства будут продолжаться и дальше. Физически слабые мальчики также подвергаются повышенным нападкам со стороны более сильных сверстников. Но при жесткой реакции родителей и педагогов случаи буллинга не повторятся. Поэтому буллеры поступают мудро: они или выбирают беззащитную жертву, или последовательно уничтожают к ней симпатии окружающих. Так, в Поттериане Драко распустил слухи о Гарри, что он наследник убийцы и убивает всех в школе. Таким образом, жертва лишилась симпатий других школьников и стала удобной мишенью. • Неготовность биться «насмерть». Буллеры — трусы. Именно поэтому они выбирают для нападок более слабых, тех, кто гарантированно не сможет ответить. Жертва не дает отпор агрессору по нескольким причинам: явному перевесу сил, страху получить в ответ еще большую агрессию или потому, что не хочет быть «плохой». Некоторые дети не защищаются из-за установки родителей «драться — это плохо». Если их переубедить и доказать, что защищать себя можно и нужно, ситуация становится менее трагичной. • Низкая самооценка. В голове жертвы прочно сидит недовольство собой или вина. Особенно ярко это проявляется с детьми, у которых действительно имеются те или иные особенности развития: гиперактивность, синдром дефицита внимания, заикание. В зоне риска и ребята, которых не поддерживает семья, где нет доверительных отношений с родными, малыш предоставлен по большей части сам себе и улице. • Высокая агрессивность. Иногда жертвами становятся дети задиристые, эмоционально и болезненно реагирующие на любое замечание или просьбу. Здесь агрессивность носит реактивный характер и идет от высокой возбудимости и беззащитности. • Психологические и социальные проблемы. Одиночество, социальное неблагополучие, депрессивность, неумение общаться с ровесниками, комплекс неполноценности, глубинное убеждение в негативной картине мира, насилие в собственной семье, пассивная покорность насилию — вот предпосылки для того, что ребенок окажется в роли жертвы в школе. Пугливость, тревожность, чувствительность и мнительность, как индивидуальные черты характера, делают ребенка беззащитным, привлекают агрессора. • Агрессор буллинга в школе Общей чертой всех буллеров являются внешне выраженные нарциссические черты. Нарциссы зациклены на себе, но не имеют внутренней опоры. Они нуждаются в уважении и поддержке, но не получают ее от родителей. Зачастую у такого ребенка фиксируют плохие отношения с мамой, он может воспитываться в социально неблагополучной семье. Поэтому добиваются от окружающих признания путем насилия и террора. Кроме того, буллерам характерны: 1. Неуравновешенность, самовлюбленность. Вспыльчивость, импульсивность и невыдержанный характер с чрезмерно задранной самооценкой. Любые стимулы, которые могут понизить мнение о себе, воспринимаются как личная угроза и требуют немедленного действия. Авторитет поднимается не за счет личных достижений, а путем унижения других. Девочки чаще действуют исподтишка, науськивая окружающих. Они нечувствительны к страданиям других и таким образом просто развлекаются. Иногда буллинг для них — это инструмент для борьбы с соперницами. При этом жертва необязательно должна бросать вызов явно. Достаточно быть красивее и успешнее. 2. Чрезмерная злоба, враждебность, желание «почесать кулаки». Нападающий — всегда поклонник культа силы и насилия, закон джунглей для него свят. Социальные нормы и правила размыты и необязательны к исполнению. Испытывает презрение к более слабым. Физическое развитие в норме или выше. Все вопросы решает при помощи конфликтов, крика, шантажа, физических угроз и побоев. Часто лжет. Присутствуют садистские наклонности. 3. Возвышенное положение в обществе. Девочки-зачинщики буллинга обладают высоким социальным авторитетом. Они уверены в своей внешности и никогда не испытывали чувства неловкости из-за того, что у них чего-то нет. Родители потакают всем капризам и часто в присутствии ребенка высказывают презрении к окружающим. Отношение к миру меркантильное, к людям — потребительское. Мальчики же из богатых семей ни в чем не знают отказа, на все их проделки родители закрывают глаза, предпочитая откупаться солидной суммой, чем проводить время вместе. Ребенок с детства привыкает, что все покупается и продается, а любое его действие не влечет последствий, кроме как немного опустевшего семейного счета. Таких детей чаще всего называют мажорами. Последствия буллинга в школе Как и любое внешнее воздействие, перенесенные травмы обязательно отразятся на дальнейшей жизни. Причем, не стоит думать, что для агрессора манера его поведения останется безнаказанной. Последствия для жертвы буллинга в школе Оказавшись в роли жертвы буллинга, ребенок получает огромное количество психических травм, которые неизбежно сказываются на его дальнейшей жизни: • Расстройства психики. Даже единичный случай буллинга оставляет глубокий эмоциональный шрам, требующий специальной работы психолога. Ребенок становится агрессивным и тревожным, что переходит и во взрослый возраст. У него появляются трудности в поведении. Они чаще других подвержены депрессиям и заканчивают жизнь самоубийством. • Сложности во взаимоотношениях. Шансы стать жертвами моббинга на рабочем месте у людей, переживших буллинг в детстве, вырастают многократно. Мировая статистика утверждает, что взрослые, перенесшие издевательства в детстве, в большинстве своем остаются одинокими на всю жизнь, им тяжелее подниматься по карьерной лестнице. Поэтому они чаще других выбирают надомную или обособленную работу. Больше общаются в социальных сетях, чем в реальном мире. • Болезни. Близким результатом буллинга очень часто бывают физические недомогания. Известны случаи, когда у мальчиков от стресса и бессилия начинались серьезные проблемы с сердцем. Девочки-подростки подвержены другому несчастью: насмешки и оскорбления приводят их к анорексии или булимии. Возможны расстройства сна и перерастание травмы в психосоматику. Например, подросток страдает от болей в почках, но обследования и анализы ничего не показывают. Болевой синдром уходит только после работы психолога. Применение физического насилия над детьми также уголовно наказуемо, как и над взрослыми. Синяки и ссадины можно зафиксировать в больнице, где их происхождение записывается со слов ребенка. Больница обязана передать информацию в полицию, а полиция — отреагировать. На беседу вызываются родители буллера, а школе придется объяснить, как они допустили данную ситуацию.
Просмотров: 224 | Добавил: 22vsopo203

Всего комментариев: 1


avatar
1 22vsopo7871 • 07:58, 19.11.2017 [Материал]
Очень интересный материал, хорошее дополнение к полученным знаниям. tongue

avatar