Главная  »  Блог президента  »  Все отзывы  »  Ткачева Вероника Анатольевна
ОТЗЫВЫ
Ткачева Вероника Анатольевна

МАОУ Ильинская СОШ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ИЛЬИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
 
 
 
 
 
 
 
ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ
«Профилактика детских и подростковых суицидов.»
«Вместе мы сила!»
 
 
 
 
 
 
Составила:
учитель начальных классов
Ткачева Вероника Анатольевна
 
 
 
Домодедово
2017 год
 

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА ПРОГРАММЫ
Наименование раздела Краткое содержание с указанием страницы
Наименование проекта программы «Профилактика детских и подростковых суицидов.» «Вместе мы сила!»
Основные документы Стр. 6
1. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.) с дополнениями и изменениями (120 закон).
2. ФЗ от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»;
3. ФЗ от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
4. Семейный кодекс РФ
5. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в российской федерации» от 21 ноября 2011 года
6. Административных кодекс РФ
7. ФЗ от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
8. ФЗ РФ от 30 декабря 2012 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах"
9. ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
10. Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 "Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав"
11. Письмо Минобразования России от 26.01.2000 г. № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков».
12. Письмо Минобразования РФ от 29.05.2003 г. № 03-51-102ин/22-03 "О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков"
13. Уголовный кодекс РФ (ст. 110 Уголовного кодекса РФ).
14. Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006,
15. Профилактика детских и подростковых суицидов. Методические рекомендации АСОУ 2011г.
16. Профилактика суицида среди несовершеннолетних. Методическое пособие. Сургут 2012г
Заказчики проекта программы Управление образования Администрации городского округа Домодедово Московской области
Основные разработчики проекта программы Учитель начальных классов Ткачева В.А.
Цель программы Стр. 8
Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди несовершеннолетних, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся.
Обеспечение системного, комплексного, скоординированного социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Задачи программы Стр. 9
1. Выявление детей «группы риска», обучение данной группы методам релаксации и саморегуляции.
2. Межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций;
3. Пропаганда здорового образа жизни, формирование у учащихся позитивного образа я.
4. Привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
5. изучить особенности социално-психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Направления деятельности Стр. 10
1. Работа с детьми и подростками, ставшими на путь социальной дезадаптации, но имеющими ближайшие перспективы её преодоления.
2. Работа с детьми и подростками, нуждающимися в срочной психоэмоциональной поддержке.
3. Работа с неблагополучными семьями.
Исполнители программы Педагог-психолог, социальный педагог, педагоги и родители
Ожидаемые результаты программы Стр. 19 Работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей,
снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток.
Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
Список литературы стр. 20
Приложения Стр. 21 Приложение 1 - Словарь терминов.
Стр. 25 Приложение 2 - Занятие по профилактике суицидальных попыток среди учащихся подросткового возраста.
Стр. 30 Приложение 3 –Памятка для родителей.
Стр. 31 Приложение 4 - Памятка учителю по профилактики суицида.
Стр. 34 Приложение 5 – Круглый стол для педагогов «Профилактика суицидального риска в образовательном учреждении».
 

 

 
Проект программы «Профилактика детских и подростковых суицидов.» «Вместе мы сила!» разработан на основе нормативно-правовых актов, затронувших проблему суицида среди несовершеннолетних:
2. Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (от 24.06.1999г.) с дополнениями и изменениями (120 закон).
3. Федеральный закон от 24.06.1999 года №120 – ФЗ «Об основах системы профилактики безопасности и правонарушений несовершеннолетних»;
4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
5. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» (с изменениями на 22 декабря 2014 года. Редакция, действующая с 1 января 2015 года)
6. Семейный кодекс Российской Федерации;
7. Федеральный закон «об основах охраны здоровья граждан в российской федерации» от 21 ноября 2011 года
8. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
9. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации"
10. Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2012 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах"
11. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
12. Постановление Правительства РФ от 6 ноября 2013 г. № 995 "Об утверждении примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав"
13. Письмо Минобразования России от 26.01.2000 г. № 22-06-86 «О мерах по профилактике суицида среди детей и подростков».
 
14. Письмо Минобразования РФ от 29.05.2003 г. № 03-51-102ин/22-03 "О мерах по усилению профилактики суицида среди детей и подростков"
15. Уголовный кодекс РФ (ст. 110 Уголовного кодекса РФ).
16. Синягина Ю.В., Синягиной Н.Ю. “Детский суицид: психологический взгляд”. – СПб.: КАРО, 2006,
17. Профилактика детских и подростковых суицидов. Методические рекомендации АСОУ 2011г.
18. Профилактика суицида среди несовершеннолетних. Методическое пособие. Сургут 2012г.

 

 
Термин «суицидальное поведение» объединяет все проявления суицидальной активности. Это и мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения, особенно данный термин применим к подростковому возрасту, когда проявления активности отличаются многообразием.
В настоящее время суицидальные попытки «помолодели» отмечаются случаи с 5-8 летнего возраста до 19 лет.
Лишь у 10 % детей и подростков имеется истинное желание покончить собой, в 90 % суицидальное поведение – это «крик о помощи». Неслучайно 80% попыток совершаются дома в дневное и вечернее время. В среднем каждая четвертая демонстративная попытка суицида заканчивается самоубийством по неосторожности.
Общая неустойчивость, недостаточность самокритики, повышенная самооценка и эгоцентризм создают условия для снижения ценности жизни, что негативно окрашивает эмоциональность подростка, а в конфликтной ситуации создает предпосылки для суицидального поведения.
Первым шагом в решении проблемы суицидального поведения среди несовершеннолетних является его профилактика. Только совместными усилиями специалистов: педагогов, психологов, социальных и медицинских работников и семьи можно достичь положительного результата в профилактике суицида.

 

Актуальность программы связана с ростом уровня самоубийств среди несовершеннолетних. Проблема детских суицидов присуща как неблагополучным семьям, так и семьям с внешними признаками социального и финансового благополучия.
Современные проблемы – вовлечение детей в «группы смерти», киберигры со смертельным исходом, скрытый школьный буллинг, оставляют нас педагогов в ситуации необходимости поиска новых эффективных способов и методов профилактической работы.
Проблема жестокого обращения не нова и определенные знания у педагогов имеются, но скрытый школьный буллинг как форма проявления жестокости, вовлечение детей в «группы смерти» и приобщение их к смертельно опасным онлайн-играм в социальных сетях как форма проявления жестокости – новая и недостаточно изученная проблема.
Жестокое обращение, насилие – это не только физическая расправа. В настоящее время – это психологический, моральный террор, практически всегда скрытый. Дети, подвергающиеся буллингу и кибербуллингу в сети, редко говорят о своем положении.
Поэтому своевременная психологическая помощь, участливое отношение к детям, попавших в трудную жизненную ситуацию, помогли бы избежать трагедий.

 Основные цели и задачи программы

Данная программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся разных возрастных групп в общеобразовательном учреждении.
Целью программы
является организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди несовершеннолетних, развитие стрессоустойчивости, сохранение и укрепление психического здоровья обучающихся. Обеспечение системного, комплексного, скоординированного социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Поставленная цель достигается за счёт последовательного решения следующих задач:
6. выявление детей «группы риска», обучение данной группы методам релаксации и саморегуляции.
7. межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций;
8. пропаганда здорового образа жизни, формирование у учащихся позитивного образа Я.
9. привитие существующих в обществе социальных норм поведения, формирование детского милосердия, развитие ценностных отношений в социуме.
10. изучение особенности социально-психолого-педагогического статуса каждого учащегося с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих в психическом состоянии, общении, развитии и обучении.
Принципы реализации программы:
1. Принцип ценности личности, заключающийся в самоценности учащегося.
2. Принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности ребенка.
3. Принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка.
4. Принцип ориентации на зону ближнего развития каждого ученика.
5. Принцип эмоционально-ценностных ориентаций учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат.
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
Достоинства программы
В имеющихся возможностях для психологического раскрепощения школьников, для формирования навыков и приемов, способствующих самовыражению каждого ученика;
В имеющихся возможностях для оказания помощи классному руководителю, учителю-предметнику строить учебно-воспитательную работу в системе, с учетом психологических и возрастных особенностей учащихся.
В создании условий для своевременной корректировки выявленных психологических проблем и совершенствования и оптимизации учебно-воспитательного процесса.
Программа реализуется как целостная система совместной деятельности классных руководителей, социального педагога, педагога-психолога, администрации школы и родителей (законных представителей), направленная на активное приспособление ребенка к социальной среде.
В качестве основных направлений психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся обозначены:
• научно-методическое;
• информационно-аналитическое;
• диагностическое;
• коррекционно-развивающее;
• профилактическое;
• консультационное;
• просветительское;
• социально-диспетчерское.
Научно-методическое направление
Задача — создание междисциплинарной (разные дисциплины и учебные предметы) и межведомственной (педагогика, психология, медицина, физиология, этика, культура) системы действенной помощи в обеспечении социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику и коррекцию суицидального поведения учащихся.
Содержание программы.
Исходя из цели и задач программы, работа проводится по следующим направлениям:
1. Обеспечение взаимосвязи социально-психолого-педагогической науки и школьной практики;
2. Обучение педагогов работе по диагностике, профилактике и коррекции суицидального поведения.
3. Выявление и реабилитация детей «группы риска» и семей, находящихся в социально опасном положении:
• диагностика – тесты на определение личностной и реактивной тревожности, подверженности стрессу
• создание электронной базы данных по социально неблагополучным семьям, детям, склонным к суицидальному поведению
• проведение профилактических мероприятий, направленных на снижение суицидального риска
4. Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление психического здоровья среди обучающихся:
• организация досуга несовершеннолетних для формирования широкого круга интересов, увлечений, занятий, направленных на укрепление и сохранение психического и физического здоровья
• организация и проведение мероприятий, акций по пропаганде ЗОЖ, вовлечение детей «группы риска» в массовые и социально-значимые мероприятия.
5. Оптимизация межличностных отношений в школе.
Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися.
Оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.).
Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения.
Формы реализации:
 конференции, мастер-классы, семинары и т.п.;
 публикации в научно-методических изданиях;
 разработка и апробация новых диагностических, профилактических и коррекционных программ;
 курсы повышения квалификации по проблеме профилактики детского суицида;
 консультации для родителей.
Информационно-аналитическое направление
Задача — социально-психологическое сопровождение образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся на основании данных мониторинга, наблюдений за психофизиологическим и эмоциональным состоянием учащихся, за эффективностью учебно-воспитательных мероприятий, в том числе и с использованием компьютерных технологий и возможностей Интернета.
Содержание:
1. постоянный мониторинг социально-психолого-педагогического статуса каждого ученика школы;
2. выявление образовательных потребностей участников образовательного процесса;
3. систематизация социально-психолого-педагогических материалов;
4. сбор, накопление, анализ и обобщение социально-психолого-педагогической информации.
Формы реализации:
 ведение базы данных по всем возрастным категориям учащихся;
 хранение, обработка и интерпретация результатов индивидуальных и групповых обследований учащихся;
 планирование диагностической, коррекционной и развивающей работы;
 обеспечение участников образовательных отношений необходимыми документами и информацией справочного характера.
Диагностическое направление
Задача — получение своевременной и достоверной информации об индивидуально -психологических особенностях учащихся, выявление возможностей, интересов, способностей и склонностей детей, определение причин нарушений в обучении, поведении и развитии учащихся с применением пакета психологических скрининговых методик дляэкспресс выявления детей группы риска по суицидальному поведению в условиях образовательного учреждения.
Содержание:
1. диагностика особенностей личности и поведения ребенка;
2. диагностика мотивационной сферы и динамики ее развития;
3. диагностика эмоционально-волевой сферы (уровень тревожности, активности, актуальные страхи, уровень тревожности) и динамики ее развития, влияния эмоционального состояния на процесс обучения, удовлетворенности различными сторонами образовательного процесса;
4. диагностика личностной сферы (самооценка, потребность в достижении, уровень коммуникации, ценностные ориентации) и динамики ее развития.
Формы реализации:
 обследование дошкольников на этапе поступления в школу с целью выявления уровня развития, страхов, тревог, психологических проблем личности, сформированности предпосылок к участию в учебной деятельности;
 обеспечение адаптации к школе, выявление группы детей, испытывающих различные трудности в обучении, поведении и самочувствии;
 мониторинг личностных и поведенческих проблем младших школьников;
 диагностика уровня готовности учащихся к переходу из одной ступени обучения в другую;
 мониторинг адаптации учащихся к обучению в следующей ступени;
 мониторинг личностных особенностей школьников в период возрастных кризисов.
 наблюдение классных руководителей за психоэмоциональным состоянием учащихся 1-11 классов с целью выявления детей и подростков с признаками астенического состояния по карте риска суицида.
 на основании полученных результатов мониторингов, наблюдений и диагностики проведение индивидуальной углубленной диагностики.
Коррекционно-развивающее направление
Задача — обеспечение продуктивного психического развития и становления личности, реализация возрастных и индивидуальных возможностей развития, а также личностного роста и профессионального самоопределения; ослабление, снижение или устранение отклонений в физическом, психическом и нравственном развитии школьников, профилактика риска суицидального поведения.
Содержание:
1. коррекция межличностных отношений в классах;
2. содействие преодолению дезадаптивных периодов в жизни школьников;
3. формирование социально-поведенческих навыков;
4. реализация специальных психолого-педагогических тренингов детей, входящих в группу особого психологического внимания.
5. коррекция познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.
Формы реализации:
 тренинговая работа с учащимися;
 развивающие занятия;
 индивидуальные и групповые коррекционные занятия;
 консультации ребенка и родителей.
Профилактическое направление
Задача — предупреждение девиантного и деликвентного поведения, алкоголизма и наркомании, социальной дезадаптации детей и подростков, а также возникновения суицидального поведения у учащихся школы.
Содержание:
1. формирование жизни и ценности здоровья;
2. ориентирование школьников на здоровый образ жизни;
3. пропаганда общечеловеческих ценностей и толерантности;
4. формирование и развитие коммуникативных навыков.
Формы реализации:
 лекции, семинары, тренинги для школьников, классные часы;
 консультации (групповые и индивидуальные) для педагогов и родителей;
 мониторинг отношений внутри школьных коллективов, комфортности образовательной среды;
Консультационное направление
Задача – оказание помощи учащимся, педагогам и родителям по вопросам организации социально-психолого-педагогического сопровождения профилактики суицидального поведения детей и подростков.
Содержание:
1. консультирование школьников по вопросам, связанным с учением, развитием, личностным и профессиональным самоопределением, ценности жизни и здоровья, особенностям взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
2. консультирование руководителей и педагогов образовательного учреждения по вопросам развития, обучения, воспитания и образования детей и подростков;
3. консультирование родителей и членов семей по вопросам воспитания, семейных и межличностных взаимодействий.
Формы реализации:
 групповые и индивидуальные консультации.
Просветительское направление
Задача — повышение уровня психологических знаний и психологической культуры всех участников образовательного процесса, формирование у субъектов психологического сопровождения потребности в самопознании, саморазвитии, самосовершенствовании.
Содержание:
1. распространение психологических знаний;
2. формирование психологической культуры.
Формы реализации:
 педагогические советы;
 родительские собрания;
 классные часы.
Методы и приемы работы
Диагностические: использование пакета педагогических и психологических скрининговых методик для экспресса выявления детей групп риска по суицидальному поведению в условиях образовательного учреждения.
Психотехнологии личностно-ориентированной терапии: индивидуальные психокоррекционные беседы, групповая психотерапия, тренинг.
Реабилитационные психотехнологии (тренинги): интеллектуальный тренинг, тренинги личностного роста, тренинг рефлексии, ролевая игра и др.
Организационные: педагогические советы, обсуждения на методическом объединении классных руководителей.
Информационные: памятки, стендовая информация, информационные листы, школьный сайт.
 
Этапы
Помимо функционального разделения на направления социально-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения учащихся, программа «Вместе мы сила!» предусматривает разделение на самостоятельные этапы в соответствии с периодами школьного обучения, к которым «привязываются» наиболее полные и системно организованные процессы социально-психолого-педагогического сопровождения. Каждый цикл такого сопровождения имеет определенную структуру, алгоритм реализации, включающий в себя этапы постановки, уточнения и решения задач сопровождения и решает частные задачи сопровождения, применяя необходимые формы, методы и технологии.
Постановка проблемы определяется как запросом к специалистам социально-психолого-педагогического сопровождения со стороны самого ребенка, педагога или родителей относительно некой ситуации или психического состояния ученика, так и результатами мониторинга или другого диагностического обследования школьников по итогам диагностики. Задача специалистов сопровождения – определить состояние социально-психолого-педагогического статуса ребенка в данный момент с точки зрения наличия-отсутствия определенных признаков и предпосылок суицидального поведения.
Запрос, полученный от педагогов и родителей, должен пройти определенную «психологическую обработку», проверку на обоснованность, прежде чем перейдет на следующий уровень — уточнение проблемы. Задача этого уровня — уточнить суть проблем, возникших у ребенка, найти их скрытые причины, и предполагает применение методов беседы, анализа продуктов деятельности, изучения социальной ситуации развития ребенка, проведение углубленной психодиагностики, а также сбор дополнительной информации от педагогов, классного руководителя, родителей, необходимой для уточнения психологического статуса ребенка.
Основные этапы системного социально-психолого-педагогического сопровождения в общеобразовательной школе:
Диагностический этап. Целью данного этапа является осознание сути проблемы и ее целевых групп. Диагностический этап начинается с фиксации сигнала проблемной ситуации, затем разрабатывается план проведения диагностического исследования, которая включает в себя первичную диагностику соматического, психического, социального здоровья ребенка. При этом используются различные методы: тестирование, анкетирование родителей и педагогов, наблюдение, беседа, анализ продуктов учебного труда, школьной документации.
Поисковый этап. Цель — сбор необходимой информации о путях и способах решения проблемы, доведение этой информации до всех участников проблемной ситуации, создание условий для осознания информации самим ребенком (включая возможность адаптации информации).
Консультативно-проективный этап. На этом этапе специалисты по социально-психолого-педагогическому сопровождению обсуждают со всеми заинтересованными лицами возможные варианты решения проблемы, анализируют позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, помогают выбрать различные методы. Важно проявить внимание к любым способам решения проблемы, которые называет сам ребенок, не высказывая оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода активности — одна из важнейших задач правильно организованного процесса сопровождения.
После того как выбор способа решения проблемы состоялся, важно распределить обязанности по его реализации, определить последовательность действий, уточнить сроки исполнения и возможность корректировки планов.
Деятельностный (внедренческий) этап. Этот этап обеспечивает достижение желаемого результата. Задача специалиста по сопровождению состоит в оказании помощи по реализации социально-психолого-педагогического плана, как педагогу, так и ребенку, что часто требует активного вмешательства внешних специалистов — психологов, медицинских работников, юристов и т.д.
Рефлексивный этап — период осмысления результатов деятельности социально-психолого-педагогического сопровождения по решению определенной проблемы. Этот этап может стать заключительным в решении отдельной проблемы или стартовым в проектировании специальных методов предупреждения и коррекции массовых проблем, имеющихся в образовательном учреждении.
Ожидаемые результаты
Организованная таким образом работа позволит осуществлять социальную и психологическую защиту детей, снизить количество детей с девиантным поведением и избежать суицидальных попыток. Также позволит организовать работу по оптимизации детско-родительских взаимоотношений.
 
 
 
 
 
 
 
 
Список использованной литературы.
1. Бережковская Е. Чем и как увлекаются подростки // Школьный психолог, 2005, №1
2. Борщевицкая Л. Психологический час “Как научиться жить без драки” // Школьный психолог, 2006, №10.
3. Бурмистрова Е.В. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде). Методические рекомендации для специалистов системы образования. М.: МГППУ, 2006.
4. Галушина Э., Комарова О. Игра для подростков «В чем смысл жизни» // Школьный психолог, 2005, №5.
5. Евграфова Т. У нас новенький! // Школьный психолог, 2005, №20.
6. Калягина Е.А. Диагностика и профилактика суицидального поведения подростков. – Абакан, 2009.
7. Манелис Н. Психологический климат в классе // Школьный психолог, 2001, №10, 12, 16, 19.
8. Ожегов С.И. словарь русского языка. / Под ред. Н.Ю.Шведовой. 1984г.
9. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. - М., 2003.
10. Синягин Ю.В., Синягина Н.Ю. Детский суицид: психологический взгляд. - СПб, КАРО.- 2006г.
11. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. -М.:Владос, 2001.
12. Фоминова А. Как улучшить настроения. Изучение способов саморегуляции эмоционального состояния. Школьный психолог, 2006, №2
13. Профилактика детских и подростковых суицидов: Методические рекомендации. – АСОУ, 2011.
14. Профилактика суицида среди несовершеннолетних. Методическое пособие. Составители: Разнадежина Нина Анатольевна Бездольная Людмила Анатольевна. ХМАО – Югра, г. Сургут, 2012

 

Приложение 1
Словарь терминов
Адаптация социальная — постоянный процесс активного, приспособления к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. Социальная адаптация идет непрерывно.
Адаптивное поведение — это приспособительное поведение человека. Оно характеризуется сознательным включением человека в деятельность, активным и добросовестным отношением к делу, проявлением инициативы и высоким эмоциональным самочувствием. Адаптивное поведение воспитывается в процессе и посредством обучения. Успешность его формирования зависит от отношения личности к себе, т.е. самооценки, от отношений между учителем и учеником, от отношений детей в коллективе.
Антисуицидальный потенциал личности — комплекс личностных установок, ценностей, характерологических особенностей, препятствующих формированию суицидального поведения или реализации суицидальных действий.
Асоциальные явления - это поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.
Буллинг – задира́ние, тра́вля, — агрессивное преследование одного из членов коллектива (особенно коллектива школьников и студентов, но также и коллег) со стороны остальных членов коллектива или его части.
Кибербуллинг - это травля человека по интернету.
Девиантное поведение— это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм.
Деструкция — разрушение, деструктивное — разрушающее поведение, противоположное — конструктивное поведение.
Дидактогения — негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны учителя (воспитателя). Выражается в повышенном нервно-психическом напряжении, страхах, подавленном настроении и т.п. Отрицательно сказывается на деятельности учащихся, затрудняет общение. В основе возникновения дидактогении лежит психическая травма, полученная учеником по вине педагога. Этим объясняется близость симптоматики дидактогении и неврозов у детей, причем дидактогения нередко перерастает в невроз, и в этом случае может возникнуть необходимость в специальном лечении, в частности методами психотерапии.
Истинная попытка суицида — акт, потенциально направленный против себя и совершенный с присутствием желания уйти из жизни.
Кризисная психотерапия — набор психотерапевтических приемов и методов, направленных на помощь людям, находящимся в состоянии социально-психологической дезадаптации, обусловленной реакцией на тяжелый стресс, и предназначенных для предотвращения саморазрушительных форм поведения и, в первую очередь, попыток самоубийства (суицидальных попыток).
Негативные отклонения в поведении — система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
Несуицидальное самоповреждающее поведение — наносимые себе повреждения, не поддерживаемые желанием уйти из жизни с целью привлечения внимания, снятия напряжения или улучшения самочувствия.
Остановленная попытка суицида — самостоятельно прерванная попытка суицда.
Отклоняющееся (девиантное) поведение (лат. deviatio - отклонение) -поступок, деятельность человека, социальное явление, не соответствующие установившимся в данном обществе нормам (стереотипам, образцам) поведения (правонарушения, преступность, пьянство, наркомания, самоубийство, проституция и др.). Негативные отклонения в поведении человека можно обозначить как систему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного и эстетического контроля за собственным поведением.
Подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.).
Прерванная попытка суицида — не состоявшаяся в силу внешних обстоятельств истинная попытка суицида.
Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок и т.д. При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение, как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом, нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми десоциализирующими влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, так и косвенными десоциализирующими влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.
Суиицдогенные факторы — какие-либо причины, условия или воздействия, обусловливающие формирование суицидального поведения.
Суицид — это умышленное самоповреждение со смертельным исходом, следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта. Намеренное лишение себя жизни. Это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой, жестокость окружающих, отчуждение, смерть близких, детство, проведенное в разбитой семье, серьезная физическая болезнь, невозможность найти работу, финансовые затруднения, наркомания и др.
Суицидальное поведение — различные формы активности человека, направленные на лишение себя жизни и служащие средством разрешения личностных кризисов в условиях конфликтной ситуации, (все проявления суицидальной активности: мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки самоубийства).
Суицидальный риск — степень вероятности возникновения суицидальных побуждений, формирования суицидального поведения и осуществления суицидальных действий. Степень выраженности суицидального риска (вероятность осуществления суицидальных действий) можно определить путем сопоставления суицидогенаых и антисуицидальных факторов личности, а также степенью влияния личностно-ситуационных (характер и значимость суицидогенного конфликта) и средовых (социально демографических) факторов.
Суицидальная попытка – это целенаправленное действия по лишению себя жизни, не закончившиеся смертью.
Суицидальные замыслы – активная форма проявления суицидальности, т.е. тенденция к самоубийству, глубина которой нарастает параллельно степени разработки плана её реализации.
Суицидальный риск – склонность человека к совершению действий, направленных на собственное уничтожение.
Суицидент – человек, совершивший самоубийство или покушение на самоубийство.
Социальная среда – человеческое, духовное, предметное окружение ребенка, которое оказывает влияние на его личностное развитие, выступая реальным пространством его формирования и самореализации.
Толерантность – способность человека, принимать других людей такими, каковы они есть, сосуществовать и взаимодействовать с ними
Факторы риска суицида — внешние и внутренние параметры, с высокой вероятностью оказывающие влияние на формирование и реализацию суицидальных намерений.

 

Приложение 2
Занятие по профилактике суицидальных попыток среди учащихся подросткового возраста.
Задачи урока:
• повысить уровень принятия себя;
• показать связь между чертой характера, мышлением, потребностями;
• способствовать осознанию влияния на поведение представлений о себе;
• выделить потребности, удовлетворяемые негативной чертой характера.
• Составить перечень иных форм поведения, удовлетворяющих данную потребность.
Инструментарий: листы бумаги, ручки, карандаши.
1. Актуализация информации
2. Обсуждение.
Одинаково ли мыслят человек застенчивый, скромный, неуверенный в себе и человек высокомерный, самоуверенный? Как эти качества проявляются в их поведении и общении с окружающими? Как они относятся к себе и другим? Если человек по каким-то бстоятельствам не смог проявить свою черту характера, например, ответственность, какие чувства он будет испытывать? Почему?
3. Информирование.
Потребности. Основные потребности (по Маслоу). Черты характера как действия (поведение), удовлетворяющие мои потребности.
Роль мышления в определении уместной, приемлемой программы действий. Удовольствие от удовлетворения потребностей, закрепление действий, их автоматизация. Снятие сознательного контроля за действием. Разбор на конкретном примере. Таким образом, наша черта характера устроена довольно сложно:
• осознание ситуации;
• привычная форма поведения в этой ситуации;
• потребность, удовлетворяемая нашим поведением;
• мышление, стоящее за этим поведением.
Вывод: Простое подавление отрицательной черты (привычки) или дрессировка положительной ничего не дадут. Для управления своими чертами и их формирования надо влиять на жизненные ситуации, контролировать свои потребности, научиться управлять мыслями.
Упражнение 1.
В течение ближайших 15 минут вы должны написать, как можно более подробный список недостатков, которые вы у себя выделяете.
Работа с материалом.
Теперь перед вами список ваших недостатков. Этот список, короткий или длинный, список того, что портит вам жизнь. Давайте займёмся им. Прежде всего, подумайте: если бы эти недостатки принадлежали не вам, а какому-нибудь человеку, которого вы очень любите, какие из них вы простили бы ему или, может быть, даже посчитали достоинствами? Вычеркните эти черты, они не мешают вам полюбить другого человека и, следовательно, не могут помешать полюбить себя.
Отметьте те черты, те недостатки, которые вы могли бы помочь ему преодолеть. Почему бы вам не сделать то же самое для себя? Почему не помочь самому себе? Выпишите их в отдельный список, а из этого вычеркните. Ну что, много ли осталось? Давайте поступим с ними таким образом: скажем себе, что они у нас есть, надо научиться жить с ними и думать, как с ними справиться. Мы же не откажемся от любимого человека, если узнаем, что некоторые его привычки нас, мягко говоря, не устраивают. Ах, вы откажетесь? Ну, тогда я вам не завидую. Постоянные разочарования и одиночество нетерпеливо поджидают вас.
Обсуждение.
Как влияет на поведение человека его представление о себе?
Каким образом уверенность человека в том, что у него хорошие способности к изучению иностранных языков, может привести к тому, что у него действительно разовьются данные способности? Каким образом представление человека о том, что он неинтересен, действительно, приведёт к тому, что он станет неинтересен для других?
Как представление человека о том, что он забывчив, будет реально ухудшать его память и внимание? Как мы уже знаем, любое наше поведение удовлетворяет какую-то потребность. Негативные черты характера нам мешают, но одновременно и помогают. Выделите одну из них. Выполним упражнение. Оно состоит из трёх частей.
Упражнение 2.
Часть I. Возьмите лист бумаги и разделите его на две части. Слева напишите: ―Что, благодаря этому, я имею, или: ―Преимущества. Можно поставить ―+ - всё равно что, важно, чтобы для вас это точно выражало положительные стороны наличия у вас проблемы. Слева напишите: ―Что я теряю? или поставьте―. Здесь будут записаны отрицательные стороны. Отложите этот лист в сторону. Возьмите новый лист бумаги и в течение 20 минут, вперемешку, как приходит в голову, запишите на нем все мыслимые и немыслимые, самые дикие и странные, преимущества и отрицательные стороны наличия проблемы, то, в чем она помогает и в чём мешает вам жить.
Не контролируйте себя! Самое главное условие – напишите всё, что приходит вам в голову, и так, как оно приходит.
Посмотрите на свои записи и на то, как сформулирована ваша проблема. Может быть теперь вы захотите дать ей другое, ещё более конкретное, точное имя?
Часть II. Вы берёте два чистых листа. На один выписываете все плюсы, которые вы имеете от существования проблемы, на другой – все минусы. Ничего нельзя исправлять и изменять, можно лишь убирать повторы. Записывайте всё под номерами.
Обсуждение.
Чего получилось больше – плюсов или минусов? Что нового вы узнали из этой части упражнения? Внимательно прочтите ещё раз всё написанное и сделайте выводы. Запишите их.
Часть III. А теперь вернёмся к первому листку, к тому самому, который разделён на две части. То, что мы сейчас будем делать, блестяще сформулировал Гёте: ―От природы мы не обладаем ни одним недостатком, который не мог бы стать добродетелью, и ни одной добродетелью, которая не могла бы стать недостатком. Итак, сейчас вы должны показать отрицательные стороны преимуществ существования проблемы и, напротив, позитивные стороны того, что вам мешает.
Работа с материалом: Внимательно перечитайте то, что записано на этом листке. Теперь вы можете гораздо лучше понять, какие именно потребности у вас не удовлетворены. Но не только это. Выполняя данное упражнение, вы сделали важный шаг в самопознание, поняв на собственном опыте справедливость формулы насчёт достоинств, как продолжения недостатков: Во мне нет ничего абсолютно отрицательного, ничего абсолютно положительного. Всё, чем я владею – и хорошее, и плохое – часть моего “Я”. Всё это важно для меня, служит моим потребностям.
Отсюда и то, о чём надо думать: чему это служит? Насколько мешает мне? Насколько мешает другим людям? И главный вопрос: как я могу удовлетворить свои потребности, желания, не прибегая к помощи того, что мне так мешает?
Упражнение 3.
Учащимся в течение 5 минут предлагается подумать и письменно ответить на вопрос ―Кто Я? 10 раз.
Например:
―Я – человек.
―Я – индивидуальность.
Вопросы для рефлексии: ―Трудно ли было ответить на вопрос? ―Почему?
Деловая игра “Торг”
Учащимся предлагается выписать из заполненной таблицы на отдельные карточки по 5 своих положительных (своих самых лучших) и отрицательных (тех, от которых хотели бы избавиться) качеств. После этого учащимся дается инструкция: ―Ребята, представьте, что вы попали на торги. Предметом торгов будут служить ваши качества, которые вы выписали на карточки. Ваша задача – обменять как можно больше карточек с качествами. Менять можно как положительные на положительные, так положительные на отрицательные, отрицательные на положительные, отрицательные на отрицательные. Но помните главное – менять можно только одно на одно качество, то есть в итоге у вас должно остаться также 10 карточек с
качествами. В течение 10-15 минут ребята ходят по классу и обмениваются карточками. После этого им предлагается сесть и поработать с теми карточками, которые оказались у них в результате обмена (разложить их в две стопки, попытаться ―примерить на себя новые качества и т.д.).
Вопросы для рефлексии: Трудно ли было осуществлять обмен? Какие качества было труднее менять – положительные или отрицательные? Понравился ли вам тот человек, который получился в результате обмена? Хочет ли кто-нибудь вернуть свои качества обратно.
После обсуждения подводится итог: если человек отдает какое-то свое качество, то в результате меняется он сам. А это не всегда хорошо. Поэтому важно менять не себя, а свое отношение к себе. Важно не только жить со своими качествами, но и научиться использовать их себе во благо.
Итог занятия. Рефлексия.
Использованные источники :
1. Данилова В.Л. Как стать собой. – М., ―Интерпракс, 1994.
2. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М., ―Просвещение, 1991.
3. Прихожан А.М. Психологический справочник для неудачника. – М., ―Просвещение, 1994.
 
 
Приложение 3
 
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
 
 Чаще показывайте детям, как сильно вы их любите, не скрывайте это.
 Не бойтесь попросить совета у вашего ребенка – это только сблизит вас.
 Доверять вам будут, если вы будете не только родителями, но и друзьями, способными понять и сопереживать.
 Будьте примером для ребенка: ведь как вы сейчас относитесь к своим родителям, так и к вам будут относиться к старости.
 Чаще бывайте в школе.
 Не забывайте слова известного педагога В. Сухомлинского: «Наиболее полноценное воспитание, как известно, школьно-семейное».
 
 
 
 

Просмотров: 301 | Добавил: 22vsopo3398

Всего комментариев: 1


avatar
1 5vsopo1050 • 16:11, 11.12.2017 [Материал]
Спасибо! Интересно!

avatar