Орлова Ирина Александровна
РФ, Москва.
Президент Ассоциации специалистов в сфере превентивного образования
Достижения
Автор 72 публикаций по вопросам использования медиативных технологий в профилактике буллинга в детско-юношеской среде и детских суицидов, помощи детям, переживающим ежедневное скрытое психологическое насилие со стороны сверстников в школе, раннего выявления детей с суицидальными намерениями и переживающими ситуацию скрытого буллинга, помощи детям, вовлеченным в смертельноопасные игры.
Практикующий преподаватель, тренер, за 5 лет в период с 2014 по 2018 годы провела обучение более 37 000 педагогов России очно и дистанционно.
Автор 30 практических материалов – методических рекомендаций, алгоритмов действий в кризисных ситуациях, 38 практикумов для родителей детей разного возраста по вопросам недопущения суицидальных попыток и жесткого обращения с детьми, автор 24 семинаров-тренингов для педагогов и специалистов ведомств системы профилактики, в том числе по практике экстренной кризисной помощи несовершеннолетним в ситуациях повышенного риска угрозы самоубийства, практике эффективного раннего выявления детей с признаками суицидального поведения, автор практической технологии помощи детям, вовлеченным в смертельноопасные игры «Беги или умри!», автор практической технологии помощи детям, пережившим психотравму в онлайн играх «Синий кит», «Тихий дом», «Разбуди меня в 4.20».
Автор целевых программ, реализованных с 2014 по 2018 годы в детских домах, школах, организациях профессионального образования 45 регионов России:
- Единая программа антибуллинговой политики образовательной организации,
- Целевая комплексная программа превенции детско-юношеской суицидальности,
- Программа предупреждения насилия, жестокости, киберугроз против детей России.
- «Ребенок в «группе смерти» в сети. Технология помощи и вывода из смертельно-опасной игры без риска суицида»,
- «Выявление детей-жертв скрытого школьного буллинга»,
- «Оказание экстренной социально-психологической помощи детям с высокой степенью суицидальной готовности в условиях образовательной организации»,
- «Медиация жертвы и агрессора в условиях образовательной организации».
- «Жестокое обращение с детьми: практическая деятельность по выявлению, актуальные методы работы с фактами» (дистанционно)
Количество часов - 36 часов - «Детско-юношеские суициды в условиях киберугроз: приемы предотвращения суиуцида в ситуациях критического инцидента» (дистанционно)
Количество часов - 36 часов - «Формы и методы работы с проявлениями агрессии, насилия, жестокости в детско-подростковой среде в условиях образовательной организации»
Количество часов - 72 часа - «Восстановительный подход к предупреждению и разрешению конфликтов среди несовершеннолетних»
Количество часов - 108 часов - «Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних» Количество часов – 72 часа
- Смертельно-опасные онлайн-игры и «группы смерти в социальных сетях. Предотвращение вовлечения и практика антикризисной помощи несовершеннолетним и молодежи»
Количество часов – 48 часа
обучение педагогов оказанию помощи детям, состоящим в «группах смерти»; подробные рекомендации с примерами недопущения суицида ребенка, состоящего в «группе смерти», помощь ребенку по выходу их смертельно-опасной игры без угрозы совершения попытки суицида, сопровождение семьи ребенка, снятие острого кризисного состояния, социализация после вывода из игры. - «Медиативные технологии в работе классного руководителя»
Количество часов – 48 часов - «Менеджмент трудных решений. Медиация в работе руководителя»
Количество часов – 48 часов
- «Дистанционная школа педагогической суицидопрофилактики»,
- «Образовательная организация высокой социальной ответственности»,
- «Медиация в образовании»,
- «Социальное здоровье нации».
С мая 2017 по настоящее время -
Президент некоммерческой организации «Ассоциация специалистов в сфере превентивного образования», специалист по работе с семьей, детьми и молодежью в вопросах предотвращения семейного и детского неблагополучия, семейных кризисов, связанных с саморазрушающим, буллинговым, суицидальным поведением детей.
За 2 года в проектах, рассчитанных на все категории участников образовательного процесса приняли участие более 1540000 человек.
Организатор, разработчик дистанционных и очных курсов повышения квалификации для педагогов по вопросам суицидопрофилактики, предотвращения насилия и жестокости в отношении детей и в детско-юношеской среде, помощи детям, вовлеченным в смертельноопасные онлайн-игры в социальных сетях, использования медиативных технологий в работе классного руководителя.
В 2016 году занималась разработкой и внедрением социально-образовательных и информационно-образовательных проектов для педагогов России в организации «Институт международных инновационных социально-образовательных проектов».
В 2014 году учредила Автономную некоммерческую организацию «Межрегиональный центр медиации и содействия социализации детей и молодежи».
С 2014 по 2016 год – организатор и руководитель 19 муниципальных стажировочных площадок для педагогов, применяющих технологию медиацию в профилактической работе по предотвращению школьного буллинга.
Разрабатывает и с 2014 по 2016 год ведет программу дистанционного сопровождения образовательных организаций (обучение коллективов педагогов и дальнейшее сопровождение организаций по вопросам превенции суицида, жестокого обращения, применения медиации при урегулировании конфликтов).
В течение 3-х лет занимается сопровождением и консультирует на постоянной основе 108 образовательных организаций из 39 муниципальных районов по вопросам становления и эффективной реализации новых форма превентивной работы в образовательных организациях.
С 2014 года по настоящее время занимается индивидуальным педагогическим сопровождением семей, консультирует родителей детей, семьи с детьми, находящимися в кризисных ситуациях ввиду суицидальных попыток детей, ставших жертвами скрытого длительного психологического насилия со стороны сверстников, детей, остро переживающих нарушенные взаимоотношения с педагогами, сверстниками, семьей. С 2006 по 2014 год работает в Департаменте образования, затем Министерстве образования Омской области, занимается координацией и сопровождением деятельности более 700 образовательных организаций по вопросам профилактики социального неблагополучия детей и семей, взаимодействием с ведомствами системы профилактики.
Участник Международной программы внедрения технологии антикризисной помощи детям и молодежи, пострадавшим от кибернасилия. (г. Кельн, Германия, 2009г.). Участник международного Форума «Стратегии помощи детям-жертвам буллинга в условиях образовательной организации» (г. Бонн, Германия, 2010г).
Участник стажировки по вопросам оказания экстренной социально-психологической помощи детям, жертвам буллинга в социальных сетях (г.Бонн, Германия).
Участник стажировки по вопросам помощи детям, пережившим психотравму (г. Амстердам, Голландия).
Руководитель 63 муниципальных супервизорских площадок для тьюторов Программы превенции детско-юношеской суицидальности и Программы антибуллинговой политики образовательной организации 2014-2017гг.
Руководитель программы для педагогов «Медиация жертвы и агрессора в условиях образовательной организации» (1789 слушателей в 2016-2017гг.).
Педагогическая деятельность Президента Ассоциации
Все программы повышения квалификации для педагогов, тренинги для специалистов, практикумы для родителей разработаны Орловой И.А. на основе анализа состояния проблем, 15-летнего опыта работы в системе образования и консультирования педагогов, родителей, очной работы с подростками.
Содержание курсовой подготовки и практикумов разработано в соответствии с положениями Федеральных законов №120-ФЗ, № 436-ФЗ, 124-ФЗ, 273-ФЗ, госпрограммой РФ «Развитие образования» на 2013-2020гг., Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017гг, ФГОС, письмами Минобрнауки РФ от 18.11.2013г. № ВК-844/07, от 27.02.2012г. № 06-356, Методическими рекомендациями Минобрнауки РФ по организации обучения педагогических работников, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации от 18.11.2013 № ВК-53/07.
Программы дополнительного профессионального образования
2014 – 2018 годы
Количество часов - 36 часов
Количество повысивших квалификацию - 3008 педагога
«Детско-юношеские суициды в условиях киберугроз: приемы предотвращения суиуцида в ситуациях критического инцидента» (дистанционно)
Количество часов - 36 часов
Количество повысивших квалификацию - 2586 педагога
«Формы и методы работы с проявлениями агрессии, насилия, жестокости в детско-подростковой среде в условиях образовательной организации»
Количество часов - 72 часа
Количество повысивших квалификацию - 18563 педагога
«Восстановительный подход к предупреждению и разрешению конфликтов среди несовершеннолетних»
Количество часов - 108 часов
Количество повысивших квалификацию - 28117 педагогов
«Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних»
Количество часов – 72 часа
Количество повысивших квалификацию - 16834 педагога
Смертельно-опасные онлайн-игры и «группы смерти в социальных сетях. Предотвращение вовлечения и практика антикризисной помощи несовершеннолетним и молодежи»
Количество часов – 48 часов
Количество повысивших квалификацию - 12081 педагог
Содержание – обучение педагогов оказанию помощи детям, состоящим в «группах смерти»; подробные рекомендации с примерами недопущения суицида ребенка, состоящего в «группе смерти», помощь ребенку по выходу их смертельно-опасной игры без угрозы совершения попытки суицида, сопровождение семьи ребенка, снятие острого кризисного состояния, социализация после вывода из игры. «Медиативные технологии в работе классного руководителя»
Количество часов – 48 часов
Количество повысивших квалификацию - 16472 педагога
«Менеджмент трудных решений. Медиация в работе руководителя.»
Количество часов – 48 часов
Количество повысивших квалификацию - 2115 педагога
Количество часов – 6 часа
Количество участников - 5630 педагогов
«Выявление детей-жертв скрытого школьного буллинга»,
Количество часов – 6 часов
Количество участников - 9861 педагогов
«Оказание экстренной социально-психологической помощи детям с высокой степенью суицидальной готовности в условиях образовательной организации»,
Количество часов – 6 часов
Количество участников - 5627 педагогов
«Медиация жертвы и агрессора в условиях образовательной организации».
Количество часов – 6 часов
Количество участников - 2549 педагогов
Количество часов - 6 часов
Приняли участие в тренинге - 3259 педагогов
«Школьный буулинг: способы выявлении, формы профилактики, технологии помощи детям»
Количество часов - 6 часов
Приняли участие в тренинге - 19658 педагогов
«Раннее выявление несовершеннолетних группы суицидального риска: формы, методы, анализ причин, маркеров, катализаторов» (онлайн)
Количество часов - 6 часов
Приняли участие в тренинге - 59876 педагогов
«12 самых опасных ошибок педагогической суицидопрофилактики» (допускаются в 9 школах из 10) (очно)
Количество часов - 3 часа
Приняли участие в тренинге - 9561 педагогов
«Экспресс курс кризисной социально-педагогической помощи» (только очно)
Количество часов - 4 часа
Приняли участие в тренинге - 5289 педагогов (2016-2017 гг.)
Содержание: простые подробные рекомендации о том, как себя вести с ребенком при высоком риске совершения суицида, что говорить, что делать. Типичные ошибки, чего делать нельзя и как быстро перевести ситуацию из острой в нейтральную. 20 базовых фраз-клише, пошаговый алгоритм беседы (4 шага), 4 основные приема для снятия психоэмоционального напряжения для отказа ребенка от совершения поступка «прямо сейчас», порядок их применения.
«Эффективные механизмы решения конфликтных ситуаций средствами медиации» (очно)
Количество часов - 4 часа
Приняли участие в тренинге - 2349 педагогов (2016-2017 гг.)
Количество часов – 4 часа
Количество участников - 34566 педагогов
«Важнейшие особенности профилактики детско-юношеских суицидов в условиях актуальных угроз» (онлайн)
Количество часов – 3 часа
Количество участников - 86951 педагогов
«Оказание экстренной помощи ребенку-пресуициденту в отсутствие специалиста: типичные ошибки, рекомендации, практика эффективных приемов» (онлайн)
Количество часов – 3 часа
Количество участников - 23957 педагогов
«Границы компетентности образовательной организации при выявлении детей-суицидентов и несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению»
Количество часов – 6 часов
Количество участников - 29177 педагога
«Работа классного руководителя в части профилактики суицидального поведения несовершеннолетних в соответствии с ФЗ РФ» (онлайн)
Количество часов – 3 часа
Количество участников - 41783 педагога
В 2001 году окончила Омский педагогический университет. В 2009 году - НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия».
Владеет немецким языком.
В 2009 году, работая в департаменте образования и занимаясь диссертационным исследованием, в рамках Правительственной программы в качестве руководителя делегации от Омской области посетила Германию (г. Бонн) . В Германии и после практики занималась изучением применения медиации в работе по превенции суицида и насилия, изучала эффективные технологии предотвращения жестокости в детско-молодежной среде.
Посетила Францию, Бельгию и Голландию, знакомилась с практикой применения медиации в решении проблем насилия и детского суицида, изучала успешный практический опыт педагогов этих стран.
Во время пребывания во Франции, Бельгии, Голландии знакомилась с опытом организации социально-педагогической помощи семье и детям, находящимся в социально опасном положении и детям их полностью благополучных семей, содержанием обучения педагогов работе с детьми групп риска.
В 2009-2011 гг. совместно с немецкими коллегами (Германия, г. Кельн) на базе центра помощи русским детям семей мигрантов из России, занималась разработкой социально-педагогических программ помощи семьям и детям, оказавшимся в социально-опасном положении ввиду совершения суицидальных попыток, жестокого обращения (буллинга в коллективе сверстников).
С 2009 года изучала инновационные формы и методы обучения педагогов приемам и технологиям профилактики негативных социальных явлений в детско-юношеской среде, приемам оказания экстренной социально-психологической помощи детям в состоянии отчаяния, с высокой степенью риска суицида, приемы и технологии помощи детям, переживающим скрытое эмоциональное насилие в среде сверстников.
В разные периоды с 2006г. по 2018г. занималась изучением:
- взаимосвязей кризисных и дезадаптивных состояний подростков и молодежи, провоцирующих суицидальное поведение, со скрытым школьным буллингом, нарушенными взаимоотношениями в среде учитель-ученик, форм эффективного применения средств медиации в профилактике этих проблем.
- Технологий экстренного психологического реагирования и посткризисной психологической поддержки при кризисах и тяжелых жизненных ситуациях.
- Эмоциональных состояний в кризисных ситуациях и оказание экстренной психологической помощи при различных эмоциональных проявлениях.
- Экстренную психологическую помощь при стихийных бедствиях.
- Острых и отсроченных стрессовых расстройств при военном конфликте или социальном взрыве, социальных потрясениях (дети и взрослые).
- Экстренной и отсроченной помощи жертвам, пережившим насилие, в т.ч. психологическое.
- Оказанием помощи детям, пережившими утрату, эмоциональное потрясение.
Публикации
- Особенности индивидуального сопровождения ребенка, совершившего попытку суицида
- Примерный алгоритм работы на этапе третичной профилактики суицидального поведения обучающихся в образовательной организации
- Рекомендации по планированию мероприятий, направленных на психологическую и социальную ресоциализоцию ребенка, совершившего попытку суицида
- Тезаурус в помощь специалистам
- Типичные ошибки при планировании сопровождения ребенка-парасуицидента
- Третичные профилактические мероприятия в образовательной организации после совершения фатального суицида
- Oб ответственности несовершеннолетних за причиненный ими вред
- Oб ответственности родителей за действия несовершеннолетних, повлекшие вред
- Внеплановая проверка в случае жалобы в надзорные органы от родителей на жестокое обращение сверстников по отношению к ребенку
- Границы компетенции образовательной организации при выявлении детей-суицидентов и несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению
- Об уголовной ответственности педагогов по статье 125 Уголовного Кодекса РФ
- Ответственность за клевету в сети (или есть ли ответственность за кибербуллинг)
- Ответственность несовершеннолетних за причинение морального вреда
- Плановая проверка организации деятельности по профилактике жестокого обращения по отношению к детям
- Границы компетентности работников общеобразовательных организаций при оценке суицидального риска
- Границы компетенции образовательной организации при выявлении детей-суицидентов и несовершеннолетних, подвергшихся жестокому обращению
Смотреть
(только для организаций, участвующих в Проектах Ассоциации)
Консультирование проводится по вопросам профилактики жестокости, насилия в детско-юношеской среде, профилактики эмоционального и физического буллинга, травли, дискриминации.
Консультирование осуществляется по средством электронной почты, по телефону, скайпу.
Консультирование Орловой И.А. проводится в первую среду каждого месяца
Консультирование проводится в течение рабочего дня с 10 до 17 часов (время московское) в порядке очередности поступления вопросов.
Предоставление во время проведения консультирования ссылок на нормативные документы, тексты и выдержек из законов не предусмотрено.
Разработка локальных актов и проверка содержания локальных актов отдельных организаций консультированием не является и не предусмотрена
Содержание консультирования определено рамками организации превентивной работы в образовательном процессе на уровне всех его участников (педагогов, обучающихся и их родителей), соблюдения прав несовершеннолетних.
База готовых решений для родителей детей младшего школьного возраста:
Как помочь ребёнку младшего школьного возраста, если у него конфликт со сверстниками.
Как помочь ребенку младшего школьного возраста, если он переживает травлю со стороны сверстников в школе (его высмеивают, отвергают, унижают).
Как помочь ребёнку младшего школьного возраста, если он переживает неразделённую любовь.
Как помочь ребенку младшего школьного возраста, если он переживает из-за насмешек со стороны сверстников.
Как помочь ребенку младшего школьного возраста, если он оказался в ситуации позора.
Как помочь ребенку младшего школьного возраста, если он переживает из-за невосполнимой утраты (гибели, ухода близких людей).
Как помочь ребенку младшего школьного возраста, если он совершил плохой поступок и боится наказания.
Как помочь ребенку младшего школьного возраста, если он переживает из-за проблем со здоровьем.
Как помочь ребенку, когда его оскорбляют, унижают, размещают порочащую информацию в социальных сетях, через СМС (ребенок в ситуации кибербуллинга).
Как помочь ребенку младшего школьного возраста в ситуации повторяющихся толчков, тычков, побоев со стороны сверстников (помощь ребенку в ситуации физического. буллинга)
Как помочь ребенку в ситуации конфликта с учителем (нет фактов буллинга, есть негативные усугубляющиеся переживания из-за явного конфликта или мнительности ребенка).
База готовых решений для родителей детей-подростков:
Как помочь ребенку подросткового возраста, если у него конфликт со сверстниками.
Как помочь ребенку-подростку, если он переживает травлю со стороны сверстников в школе: его высмеивают, отвергают, унижают.
Как помочь ребёнку среднего школьного возраста, если он переживает неразделённую любовь.
Как помочь ребенку-подростку, если он длительно находится в ситуации неуспеха.
Как помочь ребенку-подростку пережить экзамены.
Как помочь ребенку-подростку, если он оказался в ситуации позора.
Как помочь ребенку подросткового возраста пережить утрату.
Как помочь ребенку-подростку, если он нарушил закон и боится наказания.
Как помочь ребенку-подростку пережить серьезные проблемы со здоровьем.
Как помочь ребенку-подростку, когда его оскорбляют, унижают, размещают порочащую информацию в соцсетях, через СМС (ребенок в ситуации кибербуллинга).
Как помочь ребенку-подростку в ситуации буллинга со стороны одноклассников (бойкот, отвержение).
Как помочь ребенку-подростку в ситуации повторяющихся толчков, тычков, побоев со стороны сверстников (помощь ребенку в ситуации физического буллинга).
Как помочь ребенку-подростку в ситуации конфликта с учителем (нет фактов буллинга, есть негативные усугубляющиеся переживания из-за явного конфликта или мнительности ребенка).
База готовых решений для родителей детей старшего школьного возраста:
Как помочь ребенку старшего школьного возраста, если у него конфликт со сверстниками.
Как помочь ребенку старшего школьного возраста, если он переживает ситуацию эмоционального буллинга (намеренного агрессивного поведения в отношении себя) со стороны сверстников.
Как помочь ребёнку старшего школьного возраста, если он переживает неразделённую любовь.
Как помочь ребенку старшего школьного возраста, если он длительно находится в ситуации неуспеха.
Как помочь ребенку старшего школьного возраста пережить экзамены.
Как помочь ребенку старшего школьного возраста, если он оказался в ситуации позора.
Как помочь ребенку старшего школьного возраста пережить невосполнимую утрату.
Как помочь ребенку старшего школьного возраста, если он нарушил закон и боится наказания.
Как помочь ребенку старшего школьного возраста пережить серьезные проблемы со здоровьем.
Как помочь ребенку старшего школьного возраста, когда его оскорбляют, унижают, размещают порочащую информацию в соцсетях, через СМС (ребенок в ситуации кибербуллинга).
Как помочь ребенку старшего школьного возраста в ситуации буллинга со стороны одноклассников (бойкот, отвержение).
Как помочь ребенку старшего школьного возраста в ситуации повторяющихся толчков, тычков, побоев со стороны сверстников (помощь ребенку в ситуации физического буллинга).
Как помочь ребенку старшего школьного возраста в ситуации конфликта с учителем (нет фактов буллинга, есть негативные усугубляющиеся переживания из-за явного конфликта или мнительности ребенка).
♦ Информация, которую родители доверят в процессе консультирования – строго конфиденциальна.
♦ Стоимость консультации - 0 руб. (БЕСПЛАТНО)
с 14:00 до 17:00 - проводятся для семей с детьми, демонстрирующими признаки суицидального поведения (возраст детей от 7-18 лет).
Предварительная запись на консультацию осуществляется законным представителем (родителем, опекуном) лично по указанному ниже адресу электронной почты